Средний военно-транспортный самолет Ил-76

Средний военно-транспортный самолет Ил-76, разработку которого начали в 1966 году, предназначался для перевозки, посадочного и парашютного десантирования войск, техники и грузов. Но самолету нашлось и гражданское применение.
Постановление правительства о создании Ил-76 было утверждено 27 ноября 1967 года, через два года состоялась макетная комиссия, а в начале 1971 года была завершена постройка первой опытной машины.

Для обеспечения требований эксплуатации машины на грунтовых аэродромах ограниченных размеров разработчики сделали немало. Были созданы и применены новое шасси повышенной проходимости с высокоэффективной тормозной системой, крыло умеренной стреловидности с развитой механизацией и в состав силовой установки включили четыре мощных двигателя с реверсерами тяги для торможения самолета при пробеге. 25 марта 1971 года опытный Ил-76 был облетан на аэродроме в Раменском, после чего самолет перелетел на летную базу предприятия для проведения заводских летных испытаний. 5 мая 1973 года с аэродрома Ташкентского авиазавода в воздух поднялся первый серийный ВТС.

Были созданы как военные (Ил-76М/МД/МФ), так и гражданские (Ил-76Т/ТД) варианты самолета, причем многие военные ВТС вооружались двумя 23-мм пушками ГШ-23Л в кормовой стрелковой установке. Транспортные самолеты имели в нижней носовой части, где располагался штурман, большую площадь остекления. Грузовая кабина — герметизирована, в задней ее части имеется рампа (рассчитана на груз 30 т), а под усиленным полом кабины, оборудованным рольганговыми дорожками, расположены отсеки для вспомогательного снаряжения и оборудования. Погрузка/разгрузка облегчаются за счет применения двух грузовых лебедок, установленных возле передней переборки, четырьмя электротельферами грузоподъемностью по 2,5 т и четырьмя подтрапниками, ширину расположения которых можно менять. Причем задние электротельферы могут выдвигаться за порог рампы на 5 м. При необходимости грузовая кабина может быть относительно быстро переоборудована для перевозки десанта (пассажиров) и наоборот, возможна установка трех пассажирских модулей, выполненных в виде стандартных контейнеров на 30 человек каждый.

Первые серийные Ил-76 поступили на вооружение 339-го военно-транспортного авиаполка, а 21 апреля 1976 года самолет был официально принят на вооружение ВС СССР. По классификации НАТО он получил обозначение «Candid».
В течение 1975-1977 годов на Ил-76 были установлены около 30 рекордов, включая полет с определенным грузом по замкнутому маршруту, подъем груза на рекордную высоту, а также различные рекорды по прыжкам с парашютом. Военные машины могли брать на борт до 140 военнослужащих или 125 десантников-па-рашютистов. Бортовой комплекс обороны военного Ил-76 включает 23-мм пушечную установку (не на всех машинах) и различные средства РЭБ — станции радиоэлектронного противодействия и автоматы отстрела дипольных отражателей и тепловых ловушек (четыре автомата на 384 патрона).

На базе Ил-76 был создан целый ряд различных специальных модификаций: летающая лаборатория для отработки перспективных двигателей Ил-76ЛЛ; противопожарный самолет Ил-76П (ТП и ТДП), обладающий самыми вместительными — до 44 т — баками для воды или огнетушащей смеси (специальное оборудование может быть установлено или демонтировано за 4 часа, а на заправку баков уходит 12 минут), самолет может также перевозить до 40 парашю-тистов-пожарников; построенный в единственном экземпляре самолет-постановщик помех Ил-76ПП; воздушный командный пункт управления стратегическими ядерными силами Ил-76ВКП, отличимый по большому количеству антенн и оснащенный новой вспомогательной силовой установкой и дополнительным специальным радиотехническим оборудованием; поисково-спасательная модификация Ил-76ПС; самолет для обеспечения тренировки космонавтов в условиях невесомости Ил-76МДК; «летающий госпиталь» Ил-76МД «Скальпель» и пр.

В конце 1960-х годов на базе Ил-76 была начата разработка варианта самолета-заправщика, однако затем работы были прекращены и возобновились только в первой половине 1980-х годов. Самолет, получивший обозначение Ил-78, поступил на вооружение в 1984 году. Еще одним существенно переработанным вариантом Ил-76, получившим отдельное обозначение, стал самолет ДРЛОиУ А-50, внешне отличимый по большому надфюзеляжному обтекателю антенны РЛС. Новый самолет поступил на вооружение ВС СССР и сменил уже порядком устаревший Ту-126. Кроме того, Ил-76 был выбран в качестве основы для создания советского варианта летающего боевого лазера. Самолет с опытной установкой получил обозначение А-60, было построено два опытных самолета, один из которых сгорел во время испытаний.

Советские ВВС получили около 500 самолетов Ил-76 разных модификаций, плюс еще около 120 машин поступили в эксплуатацию различных подразделений «Аэрофлота». Однако, кроме отечественных заказчиков, Ил-76 приобрели и множество зарубежных заказчиков, преимущественно — военных. Самолеты поставлялись в Алжир, Кубу, Индию, Иран, Ирак (для ВС Ирака был создан даже специализированный вариант самолета ДРЛОиУ «Adnan 1» или «Baghdad», оснащенный РЛС Thomson-CSF), Ливию, КНДР, Сирию, Йемен и другие страны. После распада Советского Союза Ил-76 разных модификаций оказались у военных и гражданских эксплуатантов в Азербайджане, Беларуси, Украине и других странах. В интересах российских заказчиков была запущена программа ремоторизации самолетов — замена старых двигателей на более экономичные и менее шумные ПС-90А-76 (Ил-76МФ и Ил-76ТД-90ВД). Рыбинское НПО «Сатурн» разработало также программу ремоторизации с установкой двигателей Д-30КП-3.

По данным на 1997 год, было собрано и поставлено разным заказчикам более 920 самолетов семейства Ил-76, хотя темп сборки самолетов снизился с 10 в месяц (в СССР) до 10 в год. Серьезные проблемы возникли из-за того, что завод, серийно выпускавший Ил-76, оказался за пределами России. В итоге правительство России приняло решение перенести производство Ил-76 на авиазавод в Ульяновск, где в настоящее время осуществляется программа выпуска модернизированного варианта военно-транспортного самолета, получившего обозначение Ил-476 и отличающегося «стеклянной» кабиной и другими усовершенствованиями.