Создание "Хищника" Lockheed Martin F-22


Raptor 02—первый F-22, на котором был выполнен пуск УР AIM-9M (25 июля 2000 года). Ракета была практической, без боевой ча а пуск осуществлен на высоте 6096 мина скорости М=0,7.Прошло более 14 лет с того момента, как YF-22 был объявлен победителем тендера по программе ATF, и до того, как F-22 достиг состояния начальной оперативной готовности. За это время самолет прошел цикл испытаний и постоянно совершенствовался. 4 апреля 1991 года консорциум компаний «Lockheed», «Boeing» и «General Dynamics», работавших по проекту YF-22, был объявлен победителем тендера. Следующим шагом разработчиков должно было стать преобразование демонстратора технологий в полноценный боевой самолет.

В рамках этапа конструирования и разработки технологии серийного производства «Lock-heed'Martin» надлежало построить 11 самолетов F-22, из которых девять (серийные №4001  №4009) предназначались для летных испытаний, а два  для наземных (№ 3999  для статических испытаний на нагрузку, а №4000  для усталостных испытаний). Постройка двух двухместных F-22B была отменена  заказчик посчитал, что с задачей подготовки вполне справятся современные тренажерные комплексы.

Первый F-22A (№4001) впервые поднялся в воздух с авиабазы Доббинс 7 сентября 1997 года. Пилотировал его Пол Метц, ранее в качестве старшего летчика-испытателя «Northrop» поднявший в небо конкурента  прототип YF-23.F-22A имел существенные отличия от прототипа YF-22: крыло новой в плане формы (среди основных отличий  стреловидность крыла по передней кромке снизилась до 42°), новые рули высоты, кили меньшей площади и измененную форму носового обтекателя (более короткий и менее острый). Кроме того, самолет оснащался более мощными двигателями с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги, а воздухозаборники были укорочены, что улучшило обзор.

После двух первых полетов на авиабазе Доббинс истребитель №4001 был разобран и 6 февраля 1998 года при помощи самолета С-5 Galaxy перевезен на авиабазу Эдвардс. Следующий раз он поднялся в воздух 17 мая 1998 года. После завершения в конце 2000 года программы летных испытаний он был отправлен на авиабазу Райт-Паттерсон, где прошел иное испытание  был обстрелян из 37-мм пушки.Raptor 4002, облетанный 29 июня 1998 года, использовался для отработки вооружения и проти-воштопорного парашюта. Самолет участвовал в программе испытаний до 2002 года.Кроме собственно F-22, в программе испытаний задействовали Boeing 757 («Catfish»), переоборудованный в летающую лабораторию для испытаний авионики.В носовой части была смонтирована РЛС нового истребителя, первый полет с ней летающая лаборатория совершила в июне 1997 года. В марте 1999 года на самолете была начата отработка крыла для F-22, плоскость которого монтировалась на фюзеляже «Catfish» сразу за кабиной экипажа.

Программа F-22 шла не просто  было много задержек.В частности,характеристики двигателя P&W F119 оказались хуже ожидаемых, в результате чего пришлось дорабатывать турбину высокого давления. Кроме того, на первых двух опытных самолетах выявились проблемы с прочностью конструкции. Полноценные испытания возобновились только после постройки третьего летного прототипа. Проблемы были также и с вертикальным оперением.Raptor №4003 был передан на авиабазу Эдвардс 15 марта 2000 года и отличался усиленной конструкцией, а на Raptor №4004 были установлены бортовая РЛС и различная авионика (он также привлекался для климатических испытаний).

На самолетах № 4005, № 4006 и №4007 проводились испытания авионики и технологий малозаметности, плюс к тому Raptor № 4005 стал первым самолетом, на котором отрабатывалось полноценное применение УР AMRAAM  первый пуск в управляемом режиме выполнен в сентябре 2001 года (до этого на Raptor № 4002 осуществлялись пуски ракет AIM-9 Sidewinder и AMRAAM в неуправляемом режиме). Последний опытный самолет, №4009, поступил на испытания 15 апреля 2002 года.

Малосерийное производство истребителя было одобрено в августе 2001 года, но перед этим было собрано еще восемь предсерийных машин.В октябре 2003 года, с опозданием более чем на год по графику, началась программа первоначальных эксплуатационных и оценочных испытаний, в которой принимали участие последние два опытных самолета (№4008 и №4009) и первые две предсерийные машины (№4010 и №4011). В качестве резервного был назначен Raptor №4007, а
остальные предсерийные самолеты были переданы на авиабазу Нел-лис, где приняли участие в этапе войсковых оценочных испытаний.Тем временем на авиабазе Тиндалл для подготовки летчиков F-22 была сформирована 43-я истребительная эскадрилья 325-го авиакрыла, получившая самолеты из первых двух малосерийных партий. Следующие машины поступили в 27-ю эскадрилью 1-го авиакрыла на авиабазе Лэнгли, которая была объявлена боеготовой 15 декабря 2005 года.