Советский вертолет Як-24

На вертолете были установлены два звездообразных поршневых двигателя АШ-82В мощностью по 1268 кВт, один  в хвостовой части  располагался горизонтально, а другой  под углом 60° за пилотской кабиной. Несущие винты  четырехлопастные, противоположного вращения, с шарнирным креплением лопастей трапециевидной в плане формы и фрикционными демпферами. ( Лопасти первоначально в значительной степени обшивались перкалью, но затем применялись цельнометаллические клееные лопасти. Предусматривалась возможность привода обоих несущих винтов от одного двигателя.Фюзеляж Як-24 имел характерную прямоугольную в сечении форму, за что вертолет получил прозвище «летающий вагон», и имел ферменную конструкцию из стальных труб с полотняной обшивкой. Фюзеляж конструктивно включал три части: носовую, где располагалась кабина экипажа; центральную  с грузовой кабиной размером 10 х 2 х 2 м, имевшей нижний грузовой люк с двухстворчатыми крышками и задний грузовой люк с откидным трапом, и хвостовую.

Вертолет проектировался как военно-транспортный и должен был перевозить до 30 десантников в полной экипировке с вооружением (или до 40 человек с легким оружием), либо 18 носилочных раненых, либо 3000 кг груза. При этом через задний грузовой люк с рампой в грузовую кабину самоходом могли заезжать автомобили типа ГАЗ-69 (два) или командноштабные машины типа М-20 (три).Первый из четырех опытных и предсерийных вертолетов был облетан 3 июля 1953 года. Заводские испытания завершились в ноябре 1952 года, после чего вертолет передали на испытания, в ходе которых произошли две аварии  один вертолет сгорел полностью. Окончательно госиспытания завершились весной 1955 года с положительным заключением комиссии.Серийный выпуск Як-24 был налажен на авиазаводе №272 в Ленинграде, в течение 1956 года в 652-й вертолетный полк в Торжке были переданы первые 10 серийных машин. Всего было получено 33 вертолета, из которых сформировали две эскадрильи.

17 декабря 1955 года на Як-24 были установлены первые советские мировые рекорды для вертолетов  груз массой 4000 кг был поднят на высоту 2902 м, а груз массой 2000 кг  на высоту 5082 м. Вертолеты активно привлекались к работам в интересах народного хозяйства. Однако по целому ряду причин служба у Як-24 оказалась короткой  в начале 1960-х годов они были полностью сняты с эксплуатации, уступив место Ми-6.В декабре 1957 года были начаты испытания усовершенствованного Як-24У, имевшего более широкую грузовую кабину, модифицированное хвостовое оперение, несущие винты увеличенного до 21,0 м диаметра, цельнометаллический фюзеляж и ряд других усовершенствований. Также вертолет мог брать до 3500 кг груза на внешней подвеске. На Як-24У удалось существенно снизить вибрации, а его пилотирование стало намного легче. Но Як-24У так и остался в единственном экземпляре («желтый 85»).

В июле 1957 года  марте 1958 года проводились заводские испытания вертолета-трубоуклад-чика Як-24Т «Нерпа», предназначенного для прокладки трубопровода с целью подачи топлива к местам дислокации боевой техники через трудно или полностью непроходимые участки. По бортам вертолета располагались кассеты с 88 трубами, раскладка которых осуществлялась автоматически вдоль выбранной трассы с высоты 8-40 м. В ходе испытаний за один вылет Як-24 укладывал трубопровод длиной 528 м. После испытаний вертолет вернули на завод и переоборудовали в топливозаправщик, разместив в грузовой кабине три бака по 1060 л (либо 10 бочек по 200 л, либо 99 канистр на 20 л).В конце 1959 года два Як-24 переоборудовали в VIP-транспортные Як-24К, отличавшиеся четырьмя большими прямоугольными иллюминаторами, из которых один позже переоборудовали в Як-24А  гражданский пассажирский вертолет на 30 мест.