Советский сверхзвуковой МиГ-19

МиГ-19 стал одним из первых в мире принятых на вооружение истребителей, способных превзойти скорость звука в горизонтальном полете. Эта машина позволила СССР, странам Варшавского договора и их союзникам перейти от ранних МиГ-15 и МиГ-17 к истребителям следующего поколения. МиГ-19, также выпускавшийся в Китае под обозначением J-6, зарекомендовал себя простым, надежным и эффективным истребителем.Великолепный МиГ-19 стал связующим звеном между массовым истребителем МиГ-17 и знаменитым МиГ-21.



По меркам того времени, выпуск его был ограниченным  около 2000 самолетов четырех основных модификаций. Но зато МиГ-19 стал объектом для многих экспериментов, породивших большое число опытных вариантов. Вместе с серийными модификациями эти опытные машины позволили советской авиации перейти от дозвуковых самолетов с пушечным вооружением к сверхзвуковым ис-требителям-ракетоносцам с более совершенными РЛС.Первый вариант, МиГ-19 (без буквы), был спешно запущен в серию из-за стремлении как можно быстрее получить на вооружение сверхзвуковой истребитель. Основой высоких характеристик самолета было применение тонкого стреловидного крыла весьма большого удлинения. За исключением незначительных доработок аэродинамики, в том числе установки гребней, крыло в дальнейшем практически не претерпело изменений.

На смену первым серийным МиГ-19 вскоре пришел вариант МиГ-19С, на котором устранили проблемы с управлением, присущие истребителям раннего выпуска. Эти проблемы являлись следствием поспешной разработки самолета, остро необходимого ВВС, и вскоре их удалось устранить.МиГ-19 был принят на вооружение авиации ПВО в качестве перехватчика и продолжал совершенствоваться. Вслед за МиГ-19С появился МиГ-19П, оснащенный РЛС, и, наконец, МиГ-19ПМ с РЛС и ракетным вооружением. МиГ-19, как первый в СССР серийный сверхзвуковой истребитель стал объектом многих исследовательских программ, результаты реализации которых воплотились в конструкции более поздних типов истребителей. На многочисленных экспериментальных самолетах отрабатывали дозаправку в воздухе, методы безаэродромного старта и новое вооружение, а также исследовали возможность повышения высотных характеристик и увеличение тяги силовой установки.

В Китае МиГ-19С строился крупной серией, надолго став основой авиации КНР. Разработки в Китае привели к созданию варианта Shenyang J-6 и его экспортной модификации F-6. Хотя МиГ-19 быстро вытеснили из авиации ПВО более совершенными истребителями, служба его оказалась долгой. Высоко ценимый за свою простоту, надежность и отличные летные характеристики, МиГ-19 участвовал во многих конфликтах, включая схватки времен холодной войны, приграничные инциденты и полномасштабные войны.Основным противником МиГ-19 долгое время был самолет-развед-чик U-2. Начиная с июля 1956 года, U-2 более 30 раз вторгались в воздушное пространство СССР, сделав тысячи снимков военных объектов. Первое столкновение между МиГ-19 и U-2 произошло осенью 1957 года, когда командир эскадрильи из 9-го ГвИАП поднялся по тревоге на перехват высотной цели. После набора высоты 17 ООО м пилот доложил, что наблюдает выше себя «самолет крестообразной формы». Однако тогда командование не поверило ему, и пилот был переведен в другую часть.

В мае 1960 года МиГ-19 были задействованы при уничтожении U-2 ГариПауэрса, но один из них был по ошибке сбит советским ЗРК, пилот погиб.В ходе холодной войны МиГ-19 сбили два разведчика Boeing RB-47H в 1960 году, еще один 1963    году, Т-39 — в 1963 году, а в1964 году вынудили приземлиться Douglas RB-66D, экипаж которого был позже возвращен на Запад.В 1968 году войска Варшавского договора оказали помощь при подавлении «отклонений от социалистического курса» в Чехословакии. В этой операции были задействованы и МиГ-19 на случай возможного вмешательства стран НАТО.Западные самолеты не раз вторгались в воздушное пространство Чехословакии, и МиГ-19 принудили к посадке итальянский F-84F и F-100 ВВС США. Болгарские МиГ-19 имели дело с самолетами-нарушителями из Греции и Турции, сбив несколько из них. Истребитель активно использовался Кубой против самолетов ЦРУ и разведывательных кораблей.В середине 1960-х — начале 1970-х годов Ближний Восток был ареной многих военных конфликтов между Объединенной Арабской Республикой и Израилем. Здесь МиГам пришлось довольно туго, когда они столкнулись с отлично подготовленными израильскими пилотами. Согласно сообщениям ВВС Израиля, им удалось уничтожить более 50 МиГ-19 без потерь со своей стороны.