Советский перехватчик СУ-11

На протяжении 1960-х и в начале 1970-х годов перехватчик с треугольным крылом Су-9 и его усовершенствованный вариант Су-11 составляли основу авиации ПВО СССР.В середине 1950-х годов ОКБ Сухого работало над проектом самолета Т-3 — сверхзвукового перехватчика с треугольным крылом. Он совершил первый полет 26 мая 1956 года и в ходе испытаний продемонстрировал скорость 2100 км/ч и потолок 18000 м. За Т-3 последовали четыре пред-серийных ПТ-8, построенных в 1957 году, с круглым носовым воздухозаборником, в центральном конусе которого размещалась большая антенна РЛС, и полным набором бортового оборудования. Разработка предназначенной для самолета РЛС «Алмаз» затянулась и была прекращена в июне 1958 года вместе с работами над ракетами К-7Л и К-6В. Вместо этого перехватчик оснастили более простой РЛС Р1Л (обозначение НАТО — «High Fix») и вооружением из четырех ракет «воздух—воздух» К-5 (АА-1 «Alkali») с наведением по радиолучу.


Самолет, получивший обозначение Су-9, начал поступать в части авиации ПВО в 1959 году, придя на смену истребителям МиГ-17, которых он значительно превосходил по характеристикам. На больших высотах Су-9 развивал скорость М=1,8, с ракетами  М=1,4.А 4 сентября 1959 года модифицированный Су-9 (фирменное обозначение Т-431)установил новый абсолютный мировой рекорд высоты  28 852 м. 1 мая 1960 года летчик И. Ментюков перегонял один из ранних серийных Су-9 (без вооружения) из Новосибирска в Свердловск и был использован для перехвата американского разведчика U-2. Самолет-нарушитель, пилотируемый Гарри Пауэрсом, избежал встречи с машиной Ментюкова, но был сбит советским ЗРК.На пике холодной войны вооруженные Су-9 полки ПВО на северных границах СССР постоянно находились в состоянии высокой боеготовности. Самолет имел ряд недостатков, включая малый запас топлива, небольшой радиус действия и ограниченные всепогодные возможности. Обычно Су-9 действовали в тесном взаимодействии с наземными службами наведения.

В 1957-1962 годах в Новосибирске было выпущено 888 самолетов. Кроме того, еще 126 самолетов были построены в Москве в 1959-1961 годах, включая 50 двухместных учебных машин. В ходе службы Су-9 постепенно дорабатывались, получив более мощный ТРДФ АЛ-7Ф1-100 с увеличенным ресурсом, увеличенный запас топлива и усовершенствованные катапультные кресла.После снятия с вооружения в середине 1960-х годов многие самолеты были переделаны в радиоуправляемые мишени Су-9РМ. Среди экспериментальных вариантов были Т-405 и Т-431 для отработки двигателей и установления рекордов, Су-9УЛ для испытаний автоматической и полуавтоматической систем наведения, а также отработки катапультных кресел, и доработанный в 1967 году самолет 100Л, получивший аналог крыла, предполагавшегося к установке на ударный самолет Т-4. Основными недостатками Су-9 были ограниченные возможности его системы вооружения, и поэтому на Су-11 был установлен комплекс перехвата «Ураган-5Б», включавший РЛС РП-11 «Орел» и ракеты Р-8М (позднее Р-98). Су-11 также оснастили более мощным ТРДФ АЛ-7Ф-1, на форсаже развивавшим на 9,83 кН большую тягу, что позволяло компенсировать увеличение массы машины, а также улучшало ее скороподъемность и высотные характеристики. Запас топлива был увеличен за счет использования ПТБ, и, кроме того, самолет оснастили автопилотом АП-39 и системой предупреждения об облучении «Сирена-3».

Выпуск Су-11 был начат в Новосибирске в 1961 году сразу после завершения производства Су-9. Новый самолет был официально принят на вооружение частей ПВО в январе 1962 года. Но до окончания выпуска в 1965 году было поставлено всего около 110 самолетов (еще некоторое число машин было переделано из Су-9). В эксплуатации отмечали плохую управляемость Су-11 из-за перетяжеленной носовой части, нарушившей балансировку машины. Даже с отличной РЛС «Ураган» самолет оставался в сильной зависимости от наземных средств наведения. Кроме того, он не мог бороться с маловысотными целями. Тем не менее он был неплохим перехватчиком. Ракеты Р-8 (обычно одна с ИК, а вторая с РЛ головкой наведения) имели значительно большие дальность и высотность по сравнению с использовавшимися на Су-9 ракетами РС-2УС. Летные характеристики Су-11 также были высокими  на высоте 11 ООО м он развивал скорость 2340 км/ч, оставаясь по этому параметру непревзойденным до появления МиГ-25. Небольшое число Су-11 оставалось на вооружении до начала 1980-х годов. Следует отметить, что Су-9/11 стали базой, на которой ОКБ Сухого создало превосходный перехватчик Су-15.