Штурмовик Су-25

Осенью 1969 года проект Т-8 ОКБ П.О. Сухого (будущий Су-25 «Грач») был признан победителем в конкурсе на штурмовик нового поколения для советских ВВС (главным конкурентом Т-8 был штурмовик Ил-102). Причем с самого начала работ по перспективному штурмовику разработчик пошел по пути создания простого в производстве и неприхотливого в обслуживании боевого самолета, способного работать по оперативным вызовам Сухопутных войск и приспособленного к эксплуатации минимально подготовленным летным и наземным составом.


Первый летный прототип, Т-8-1 (Т-8-0 предназначался для лрочностных испытаний), был облетан 22 февраля 1975 года, а в декабре того же года был достроен и приступил к испытаниям второй прототип Т-8-2, отличавшийся сварной кабиной из титановой брони. Позже на негр установили бесфорсажные двигатели Р-95Ш (ранее  бесфорсажный РД-9Б), причем для исключения возникавших вибраций хвостовой части машины реактивные сопла двигателей отклонили вниз на 3°, а горизонтальное хвостовое оперение поставили под углом поперечного V в +5° (модификация Т-8-2Д).Следующим шагом стала переработка крыла, которое получило уступы на передней кромке и контейнеры на законцовках, в хвостовой части которых разместили тормозные щитки, и усовершенствование системы управления. К началу госиспытаний прототип был оснащен доработанной прицельно-нави-гационной системой по типу Су-17МЗ, позволяющей применять различные образцы управляемого вооружения, а пушечный контейнер заменили на 30-мм двуствольную пушку АО-17А(ГШ-2-30).

18 июня 1979 года был облетан первый предсерийный самолет Т-8-3, собранный на тбилисском авиазаводе, на котором были реализованы все концептуальные решения, заложенные ранее разработчиком в проект нового штурмовика. В апреле  июне 1980 года опытные самолеты Т-8-1 Д и Т-8-3 прошли опытную эксплуатацию в Афганистане, продемонстрировав свой высокий боевой потенциал, а 30 декабря была завершена программа госиспытаний  акт был подписан в марте 1981 года, но официально на вооружение Су-25 был принят только в 1987 году. При этом уже в апреле 1981 года Су-25 стали поступать в строевые части, дислоцированные в Афганистане, а с июня они активно принимали участие в боевых действиях. В 1982 году на Су-25 впервые использовали вооружение с лазерной системой наведения  ракеты Х-25МЛ и Х-29Л.Начиная с предсерийно-го Т-8-11, штурмовики оснащались бустерным управлением, а с 1987 года стали устанавливать двигатели Р-195  вариант Р-95Ш со сниженным уровнем теплового излучения (внешнее отличие  размещенные в хвостовой части мотогондолы дополнительные воздухозаборники для охлаждения реактивной струи и затурбинные стекатели, частично экранирующие тепловое излучение лопаток).Восемь лет боевого применения Су-25 в Афганистане подтвердили его высокую боевую эффективность. По данным разработчика, за это время летчиками-штур-мовиками было выполнено 139 пусков управляемых ракет, из которых 137 (!) поразили назначенные цели, а всего Су-25 совершили около 60000 боевых вылетов, в которых было потеряно 23 самолета.

Важным этапом программы Су-25 стало создание специализированного учеб-но-боевого варианта  прототип-такого самолета был достроен в 1985 году и отличался незначительной переделкой планера  наличием второй кабины, для чего пришлось несколько удлинить носовую часть фюзеляжа, и увеличенным килем. Первый прототип, Т-8УБ-1, облетан в августе 1985 года, а серийное производство Су-25УБ начато в 1987 году.Во второй половине 1980-х годов на базе Су-25УБ был разработан учебно-тренировочный вариант Су-25УТ. Прототип, перестроенный из Т-8УБ-1, отличался уменьшенной взлетной массой и возросшей до 0,62 тягово-оруженностью (с двигателями Р-95Ш). Под обозначением Су-28 самолет в 1988 году выступал на первенстве ДОСААФ, но по причине высокой стоимости эксплуатации самолет в серию не пошел.Также был разработан Су-25УТГ (учебно-тренировочный с посадочным гаком) для подготовки летчиков палубной авиации ВМФ. Прототип, Т-8-УТГ-1, доработан из серийного Су-25УБ  усилены амортизаторы основных опор шасси и установлен посадочный крюк в хвостовой части фюзеляжа, но по основной конструкции, силовой установке и комплексу БРЭО он был схож с Су-25УТ. Первый полет прототип выполнил в 1988 году, а в 1989-1990 годах собрана первая партия серийных Су-25УТГ.

В конце 1979 года ОКБ им. П.О. Сухого получило разрешение на начало работ по модернизации штурмовика в вариант Су-25Т, который предполагалось оснастить модернизированным БРЭО и расширенным составом бортового вооружения (в его состав включались УР классов «воздух—воздух» и «воздух-поверхность», включая противорадиолокационные). Штурмовик получал возможность круглосуточного применения и оснащался также современной системой РЭБ. Вооружение  одна 30-мм двухствольная пушка ГШ-2-30 (200 снарядов), плюс до 4400 кг на 10 узлах внешней подвески (16 ПТУР «Вихрь», УР Р-60М, Р-73, Х-29Л/Т и Х-25МЛ, ПРР Х-58, НАР, обычные и корректируемые (управляемые) авиа-бомбы и пр.). Первый летный экземпляр, Т-8М-1, был облетан 17 августа 1984 года, а первый серийный самолет поднялся в воздух в июле 1990 года. До распада СССР на тбилисском заводе построили и облетали лишь восемь самолетов. Оставшиеся в строю на момент первой войны на Северном Кавказе шесть самолетов Су-25Т активно применялись в боевы: действиях, но дальнейшего развития программа не получила.

В 1995 годумодернизиро ванный варианте радиолокационным прицелом «Копье-25», оптико-электронной прицельной системой «Шквал» и расширенным составом ударного и высокоточного вооружения под обозначением Су-25ТМ (экспортный вариант  Су-39) был предложен разработчиком для отечественных ВС, но было построено менее 10 машин, которые применяются преимущественно для отработки экспериментальных задач.На экспорт предлагались боевые Су-25К (Болгария, Ирак, КНДР и ЧССР) и Су-25ТК, а также учебно-бое-вые Су-25УБК. Су-25БМ  вариант с двигателями Р-195, оборудованный для буксировки воздушных мишеней ТЛ-70 под левой консолью и способный нести на крыльевых пилонах пороховые ракеты-мишени. Выпущено 50 самолетов.Всего выпущено около 1300 самолетов семейства Су-25, большинство из которых после распада СССР осталось в России, и в настоящее время они проходят модернизацию под стандарт Су-25СМ. Су-25 разных модификация также достались военным Беларуси, Грузии и Украины, а также поставлялись в Гамбию, Демократическую Республику Конго, Иран, Македонию, Перу, Судан, Чад, Экваториальную Гвинею, Эритрею, Эфиопию и др. Грузия совместно с израильскими компаниями разработала модернизированный вариант Су-25 КМ «Скорпион» (прототип облетан в 2001 году).