Shenyang J-8 "Finback"


Вначале 1960-х годов Китай столкнулся с новыми угрозами. ВВС США приняли на вооружение такие сверхзвуковые самолеты, как В-58 Hustler и F-105 Thunderchief, на подходе был и F-l 11. Воздушную разведку территории Китая вели самолеты-шпионы U-2, перехватить которые китайские военные не имели возможности. Противостоять новым противникам не могли и истребители J-7. В итоге в 1964 году китайские военные инициировали работы по новому истребителю, который должен был обладать высокими летнотехническими характеристиками: практический потолок  не менее 20000 м, максимальная скорость  до М=2,2. Перспективный истребитель должен был получить новую бортовую РЛС и современные УР средней дальности. Расположенный в Шэньяне 601-й институт представил вскоре проект нового самолета, разработанный на основе МиГ-21, но имевший большие размеры, массу и оснащавшийся двумя двигателями.


В 1965 году проект Шэньянского института получил одобрение заказчика  перспективный истребитель получил обозначение J-8.В следующем году была начата постройка двух опытных самолетов, которые были выкачены из цеха в июле 1968 года. 5 июля 1969 года первый самолет поднялся в воздух. Однако доводка J-8 слишком затянулась. Испытания J-8 завершились в декабре 1979 года, а на вооружение ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) самолет поступил, как утверждается, в 1981    году. Два турбореактивных двигателя Liyang WP-7B с форсированной тягой обеспечивали самолету приемлемые характеристики, но в целом боевые возможности его не слишком превосходили предшественника J-7. Китайская промышленность не смогла создать для J-8 современные образцы авионики и вооружения. В частности, на самолет вместо РЛС смогли поставить лишь китайскую копию радиолокационного дальномера «Изумруд», а вместо УР средней дальности PL-4 истребитель получил на вооружение лишь УР ближнего боя PL-2. Даже новую четырехствольную 30-мм пушку довести не успели  истребитель вооружили парой одноствольных пушек Туре 30-1.

Было выпущено менее 50 самолетов J-8, а их карьера была не долгой. Большую часть машин переоборудовали в разведывательный вариант JZ-8. В базовой конфигурации JZ-8 оснащался одной камерой КА-112А в контейнере под фюзеляжем и двумя подкрыль-евыми ПТБ. Часть JZ-8 оставалась в эксплуатации и в 2012 году.Разработчики знали о недостатках J-8 еще до того, как он поступил на вооружение, и продолжали работу по всепогодной модификации машины. Первый прототип усовершенствованного J-8I был выкачен в мае 1980 года, но в следующем месяце он сгорел. Второй прототип был облетан только 24 апреля

1982    года. Он был схож с J-8, но имелись и существенные отличия: новый фонарь кабины, откидывающийся назад; РЛС JL-7; новые бортовая ЦВМ и прицел; вместо пушек Тип 30 установили двухствольную 23-мм пушку Тип 23-Ш, а количество подкрыльевых узлов подвески увеличили с четырех до шести. Ракетное вооружение было представлено УР PL-2 и PL-5 с тепловой ГСН.Серия вновь была небольшой, самолеты поставлялись в ВВС и авиации ВМС, а в 1990-е годы оставшиеся машины прошли модернизацию  на них установили станцию предупреждения о радиолокационном облучении и новое БРЭО. Модернизированные самолеты получили обозначение J-8E.Один J-8I был переоборудован для испытаний электродистан-ционной системы управления полетом, разрабатывавшейся для истребителя нового поколения Chengdu J-10. В январе 1989 года на нем были начаты испытания аналоговой системы, а в июне 1990 года  цифровой. Но в следующем году самолет разбился.


Ни J-8, ни J-8I полностью требованиям заказчика, ВВС НОАК, не удовлетворяли, поэтому разработчики приступили к его глубокой модернизации. Основное внимание было сосредоточено на повышении характеристик самолета на трансзвуковых скоростях и малых высотах полета, а также на модернизации авионики и системы управления вооружением. Модернизированный истребитель получил обозначение J-8II и отличался полностью перекомпонованной носовой частью фюзеляжа. Носовой воздухозаборник заменили на боковые, что позволило улучшить поступление воздуха в двигатели и освободило место для размещения новой РЛС Тип 208. Вместо ТРДФ WP-7B установили более эффективные WP- 13AII.
Прототип J-8II был облетан 12 июня 1984 года. Летные испытания были завершены в октябре 1988 года, однако задержки с доводкой систем БРЭО и вооружения позволили поставить самолет в строевые части только в середине 1990-х годов. При этом даже тогда в составе его вооружения так и не появились УР с радиолокационными ГСН.