Самолеты-разведчики Blackbird

 

Самолеты-разведчики Blackbird посещали Великобританию с 1974 года, но лишь в 1979 году 4-й отряд 9-го авиакрыла стратегической разведки получил место постоянного базирования  авиабазу Милденхолл.6 октября 1973 года в 14 часов по местному времени Израиль подвергся интенсивной бомбардировке и артиллерийскому обстрелу  это начиналась война, которую назовут Война Судного дня. Затем сирийские войска вторглись в страну с севера, а египетские войска  с запада в районе Синайского полуострова. На тот момент единственными американскими работающими разведывательными спутниками были один КН-8 и один КН-9, поэтому в целях обеспечения Вашингтона эффективной развединформацией было принято решение задействовать и другие средства разведки. Единственным подходящим вариантом был высотный самолет-разведчик Lockheed SR-71.


Полковник Пэт Холлоран, командир авиакрыла SR-71 на авиабазе Биль, подготовил для представителей британского Министерства обороны план по использованию на Ближнем Востоке двух SR-71 с авиабазы британских ВВС Милденхолл. Однако вскоре Холлоран получил информацию, что разрешение на такой полет дано не будет — правительство Эдварда Хита, пытаясь сохранить доступ к арабской нефти, решило не оказывать в этом вопросе поддержки
своему давнему союзнику. В итоге полеты над районом боевых действий выполняли самолеты с авиабаз Гриффис и имени Сеймура-Джонсона на восточном побережье США.

Только 9 сентября 1974 года первый SR-71 прибыл в Великобританию, причем майоры Джим Салливан и Ноэль Уиддифилд установили новый рекорд скорости при трансатлантическом перелете, преодолев на SR-71, №‘972, расстояние от Нью-Йорка до Лондона всего за 1 час 54 минуты 56,4 секунды. Четыре дня спустя капитан Адамс и его офицер-оператор РЛС майор Билл Мачорек, возвращаясь на этой же машине из Фарнборо на авиабазу Билль, установили рекорд скорости на маршруте Лондон  Лос-Анджелес (3 часа 47 минут 35,8 секунды). 18 месяцев спустя SR-71, №‘972, вновь вернулся в Великобританию  это было первое боевое задание, так что прессу на этот раз не пригласили. Оснащенный РЛС бокового обзора, самолет должен был выполнить два разведывательных полета в район Баренцева моря для наблюдения за маневрами Северного флота ВМФ СССР, однако оба раза полет прерывался досрочно из-за быстрого расхода топлива (заявленная причина  слишком высокий нагрев конструкций самолета). Таким образом, разведывательная операция завершилась полным провалом, хотя американцы получили определенный опыт эксплуатации самолетов в новых условиях.



После вывода американских войск из Вьетнама и завершения ближневосточного кризиса 1973 года финансирование программы SR-71 (программа «Senior Crown») было урезано, и на 1977 год в бюджете имелись средства только на парк из шести самолетов модификации «А». Разведка все больше полагалась на разведданные со спутников и самолетов тактической разведки, даже Стратегическое авиационное командование относилось к SR-71 «с прохладцей», поскольку расходы на эксплуатацию самолетов-разведчиков шли из общего бюджета  в итоге меньше средств шло на бомбардировщики и заправщики командования. Исчезновение патронажа со стороны Стратегического авиационного командования оставило программу SR-71 почти без средств  продолжение программы могла гарантировать лишь большая универсальность SR-71. В частности, активизировались работы по созданию для них разведывательного оборудования и средств обмена данными, позволявших передавать разведданные в режиме времени, приближенном к реальному. Но надо было найти заказчиков, готовых финансировать программу далее. После брифинга по возможностям SR-71 для офицеров разведки Атлантического флота ВМС США и двух демонстрационных полетов SR-71 с авиабазы Кадена в район Владивостока для наблюдения за Тихоокеанским флотом СССР такой заказчик был найден  им стало Командование ВМС США.


Впрочем, 4-й отряд 9-го авиакрыла стратегической разведки, дислоцированный на авиабазе Милденхолл, графство Саффолк, привлекался к решению и других задач. 12 марта 1979 года SR-71 (№‘972) вновь поступил в распоряжение 4-го отряда для выполнения разведывательных полетов с целью сбора данных по ситуации на границе между Йеменом и Саудовской Аравией. После 2-3 отмен задания по погодным условиям в районе задания, экипаж, наконец, совершил вылет. Интересно, что во время первой дозаправки топливом, проводившейся в районе мыса Лендс-Энд на юго-западе Великобритании, офицер-оператор РЛС Базз Карпентер неожиданно испытал сильный приступ расстройства желудка, но он решил не прекращать полет и сообщил командиру экипажа, Джону Мерфи, что ему не так уж и плохо. Ввиду того, что Франция отказала в разрешении на пролет над своей территорией, экипажу пришлось следовать вдоль Пиренейского полуострова, проследовать над Гибралтарским проливом и там войти в воздушное пространство над Средиземным морем. При этом
полет продолжался 10 часов, пришлось несколько раз осуществлять дозаправку топливом  привлекались пять танкеров KC-135Q. Ввиду высокой значимости операции для встречи самолета-разведчика на авиабазу Милденхолл прибыл ряд высокопоставленных представителей 9-го авиакрыла стратегической разведки, Стратегического авиационного командования и даже из Вашингтона. Результаты разведки оказались выше всяких ожиданий, и новых полетов не потребовалось. 28 марта Рич Грэхэм и Дон Эммонс вернули самолет на авиабазу Биль.

К началу 1980 года операции SR-71 с авиабазы Милденхолл стали почти рутинными  в том же году на авиабазе побывали самолеты ‘976, ‘972 и ‘964.16 августа 1981 года на авиабазу Милденхолл прибыл самолет ‘964  экипаж был вынужден прекратить запланированный полет с авиабазы Биль через норвежский Будё в район Баренцева моря ввиду падения давления в маслосистеме левого двигателя. Затем руководство решило оставить самолет в Европе для выполнения разведывательных полетов с целью сбора данных о ситуации в Польше, где движение «Солидарность» активизировало свою деятельность. Самолет окончательно вернулся на авиабазу Биль 6 ноября. Полеты над Балтикой продолжил SR-71, ‘958, но вскоре он был снят с полетов ввиду поломки астроинерциальной навигационной системы во время очередного полета по маршруту авиабаза Биль  Баренцево море  авиабаза Биль. Самолет вернулся на «родную» авиабазу 21 декабря. Серия полетов над Балтикой не только позволила получить важную развединформацию в период напряженности в мире, но и продемонстрировала намерение США по-прежнему активно принимать участие в событиях на Европейском ТВД.
В конце 1982 года возможности 4-го отряда выросли вдвое  постоянно на авиабазе Милденхолл дислоцировались два самолета SR-71, причем инициатором этого стали ВМС США, решение задач в интересах которых требовало выполнения не менее 10 полетов в месяц. В свою очередь, Стратегическое авиационное командование требовало разместить на авиабазе три самолета, но это потребовало бы увеличить расходы настолько, что поставило бы под угрозу всю операцию.



9 июля 1983 года SR-71, № ‘955 (известен как «the Palmdale test bird»), был передислоцирован на авиабазу Милденхолл, причем ему присвоили фальшивый номер «962». Самолет был оснащен новой РЛС с синтезированной апертурой луча ASARS-1 (Loral Advanced Synthetic Aperature Radar System), а для сокрытия истинной цели его «командировки», то есть испытания новой РЛС, была разработана особая легенда  и легенда, и сама РЛС сработали превосходно. РЛС имела высокое разрешение и могла сопрягаться с наземными станциями управления, обеспечивая передачу разведданных в режиме времени, приближенному к реальному. На протяжении 1980-х годов 4-й отряд продолжал обеспечивать важнейшей развединформацией различные разведывательные службы, его самолеты регулярно совершали полеты над районами Ливана и Ливии. Впрочем, к тому времени противники программы «Senior Crown» стали столь могущественны, что противостоять им стало уже сложно. В итоге 1 октября 1989 года все операции SR-71 Blackbird были приостановлены, а 22 ноября программа «Senior Crown» была закрыта. Кратковременно ее реактивировали в 1995 году  была продемонстрирована возможность быстрого приведения в рабочее состояние РЛС ASARS и оптико-электрон-ной системы, но дальнейшей эксплуатации по назначению не последовало. 30 сентября 1999 года программу вновь закрыли.

Когда легендарный американский авиаконструктор Джонсон создавал самолет-разведчик SR-71, он присвоил самолетам «внутренние» серийные номера, начинавшиеся с «2001», поскольку, как утверждают историки, он считал, что до этой даты (т. е. 2001 года) не будет создано средство перехвата, которого может опасаться SR-71. По состоянию на 26 августа 1981 года, по американским данным, по самолетам семейства Blackbird было выпущено более 1000 ракет комплексов типа С-75  все безуспешно. Но самолет Джонсона «подбили» не вражеские ракеты, а собственные недоброжелатели.