Самолет-заправщик Airbus MRTT


Airbus A330 MRTT является сегодня одним из самых эффективных самолетов-заправщиков в мире и в сжатые сроки может быть переоборудован для решения ряда других задач. Однако попытка разработчиков заинтересовать ВВС США успехом не увенчалась. Многие авиалайнеры оказываются на военной службе. Airbus АЗ 10 и А330 не стали исключением, но «Airbus» разработала на их базе новый вариант в рамках программы MRTT (Multi-Role Tanker Transport  многоцелевой самолет-заправщик и-военно-транспортный самолет).



В декабре 2003 года был облетан первый из четырех переоборудованных АЗ 10, предназначенных для Люфтваффе. Отличительными его особенностями стали два под-крыльевых топливозаправочных агрегата (ТЗА), дополнительные топливные баки и специально оборудованное место оператора системы топливозаправки. Самолет мог быть достаточно быстро переоборудован из танкера в воен-но-транспортный, медико-эвакуа-ционный или в комбинированный варианты. Канада высказала заинтересованность в переоборудовании по стандарту MRTT двух своих А310 (СС-150 Polaris).

Следующим шагом стало создание варианта MRTT на базе более крупного А330-200. АЗЗО MRTT оснащен двумя подкрыльевыми ТЗА Cobham 905Е, а также ТЗА Cobham 805Е в хвостовой части и универсальным топливоприемни-ком для приема топлива. «Airbus» также спроектировала специальную хвостовую телескопическую балку ARBS.Самолеты АЗЗО для переоборудования в вариант MRTT поступают с серийной линии и передаются «Airbus Military» на завод в Гетафе (Испания). Первый такой самолет-заправщик поднялся в воздух в июне 2007 года.Австралия стала первым заказчиком самолета (пять КС-ЗОА), за ней последовали Саудовская Аравия (6), ОАЭ (3) и Великобритания (14 под обозначением Voyager KC.Mk 2/3), Франция также заявила о намерении приобрести 14 самолетов. Индия отказалась от намерения приобрести АЗЗО, а в тендере на новый воздушный танкер для ВВС США в конечном итоге победил Boeing КС-46 (767).