Самолет-заправщик КС-135Е Stratotanker


Этот KC-135E Stratotanker, 58-0090, изначально был построен как КС-135А, но после оснащения его двигателями TF33 обозначение сменили. Самолет, принадлежащий 314-й эскадрилье 940-го авиакрыла самолетов-заправщи-ков Резерва ВВС США (авиабаза Мазер), изображен в схеме окраски Командования ПВО. Такая схема была принята взамен использовавшейся на всех КС-135 с конца 1970-х годов окраски «Corogard Silver» (серебристый цвет). 940-е авиакрыло получило КС-135 в 1976 году и затем перебазировалось на авиабазу Мак-Келлан в Калифорнии.



Командир корабля обычно находился на левом кресле и обеспечивал удержание самолета на курсе во время передачи топлива. Рядом с ним находился второй пилот, в распоряжении которого находилась панель управления системой передачи топлива. Сразу за вторым пилотом находилось рабочее место штурмана, в центре панели управления которого располагался большой индикатор бортовой PJ1C. Основным рабочим средством штурмана являлась инерциальная навигационная система. Все КС-135 ранних модификаций и большинство последующих машин имели два квадратных верхних окна для наблюдения за звездным небом (через них штурман работал с секстаном).В состав навигационного оборудования входили инерциальная навигационная система Carousel IVE, доплеровская навигационная система, инструментальная система посадки, аппаратура системы TACAN и пр. От высокой точности работы штурмана зависел успех решения задачи по дозаправке боевых машин, а инструментальная система посадки обеспечивала точную автоматическую посадку в любых погодных условиях.

Самолет-заправщик имел 10 внутренних топливных баков суммарной емкостью 115562 л (эквивалентно 88452 кг). Обычно воздушный танкер брал на борт авиатопливо типа JP-4, но для дозаправки высотных разведчиков SR-71 самолеты КС-135Q использовали топливо типа JP-7.Также могло использоваться и любое авиатопливо, применяемое в гражданской авиации. В каждой части крыла имелись два главных топливных бака и один резервный, один бак располагался в центроплане, в носовой части располагался четырехкамерный, а в хвостовой — пятикамерный топливный баки, и еще один бак находился на верхней палубе (последний ставился не всегда). Масса принимаемого на борт топлива зависела оттого, есть ли на борту еще какой-то груз. КС-135R мог брать увеличенный до 118 388 л запас топлива. Все модификации КС-135 в крыльевых баках имели «непередаваемый» запас топлива объемом 2270 л.

Самолеты КС-135Е вместо J57 были оснащены двигателями JT3D тягой по 81 кН каждый, что было на 22,5 кН больше по сравнению с предыдущим двигателем. TPflflTF33-PW-102 (военное обозначение двигателей—JT3D) были мощнее, что позволило отказаться от системы впрыска, и надежнее предшественников, также они были менее шумными, более экономичными по топливу и отличались более низким уровнем эмиссии. Новые двигатели позволили сократить длину разбега КС-135Е по сравнению с КС-135А на 610 м. За слишком большой разбег КС-135А даже прозвали «Glob» («ground-loving old bastard»). Кроме того, благодаря наличию уТРЗЗ реверса тяги, КС-135Е имел лучшие посадочные характеристики, чем модификации КС-135А и KC-135R.
Топливозаправочная штанга

Разработанная компанией «Boeing» топливозаправочная штанга обеспечивала передачу топлива с воздушного танкера на заправляемый самолет.В нерабочем положении штанга находилась под фюзеляжем, а на рисунке она показана в рабочем положении экипаж готовится начать дозаправку самолета RF-4C Phantom II. В концевой части штанги находится выдвижная часть, которая во время заправки под давлением топлива выдвигается наружу— в итоге длина штанги может вырасти вдвое. По мере готовности оператор топливозаправочной системы, находящийся в кабине внизу хвостовой части фюзеляжа воздушного танкера, выполняет стыковку концевой части штанги с приемником топливной системы на заправляемом самолете. При этом во время передачи топлива оператор, а также инструктор (если находится на борту в полете) могут находиться в положении лежа, лицом к хвостовой части танкера. Передача топлива может осуществляться даже в сложных метеоусловиях.Первые 582 самолета КС-135А имели короткий киль и руль направления с безбустерным управлением. Однако ввиду возникавших проблем с путевой устойчивостью, особенно при отказе одного из двигателей на взлете, киль затем нарастили примерно на 101,6 см, а руль направления оснастили бустерной системой управления.