Самолет Xian JH-7 «Flounder»

Авиационная промышленность Китая, разработав самолеты JH-7/JH-7A, совершила рывок вперед. Примерно 100 таких самолетов состоит на вооружении ВВС и морской авиации КНР. Самолет способен наносить удары по наземным и надводным целям.В течение многих лет основными ударными самолетами ВВС и морской авиации Китая оставались устаревшие истребители-бомбардировщики Nanchang Q-5 (развитие МиГ-19) и бомбардировщики Harbin Н-5 (копия Ил-28). В середине 1970-х годов национальная промышленность получила заказ на разработку более современной машины.


Самолет «Xian»  большой двухдвигательный высокоплан с хорошей аэродинамикой. Однако разработка затянулась, в первую очередь, из-за несогласованности требований ВВС и ВМС. Одно время предполагалось строить самолет в двух вариантах: противокорабельном для ВМС (двухместный самолет с тандемным размещением членов экипажа) и ночном ударном для ВВС (двухместный самолет с размещением экипажа бок о бок). Дискуссии продолжалисьдаже после принятия в 1984 году решения о полномасштабном проектировании JH-7. ВМС считали, что на основе данного проекта необходимо сделать носитель новых ПКР YJ-81.

Изначально JH-7 проектировался под два китаиских двигателя WS-6, но конструкторы столкнулись с массой технических проблем. Для сохранения характеристик JH-7 двигатели заменили на британский Rolls-Royce Spey. Сначала Spey поставляли из Великобритании, в том числе и снятые с британских F-4 Phantom, но позже наладили выпуск по лицензии под обозначением WS-9.Всего построено пять прототипов JH-7, первый из них поднялся в воздух 14 декабря 1988 года в Яньляне. По ходу длительных испытаний в конструкцию вносили изменения. К 1990-м годам ВВС в значительной степени утратили интерес к самолету, так как начались поставки из России Су-27, которые ВВС КНР вполне устраивали.Работы по JH-7 продолжили уже в интересах морской авиации.В 1994 году начались поставки предсерийных самолетов (18 машин) для эксплуатационных испытаний в 16-й полк, дислоцированный в Шанхае. Первые пуски ПКР YJ-81 с самолета JH-7 выполнили в 1996 году, самолет способен нести четыре ракеты. В 1996 году JH-7 предложили на экспорт поднаименованием FBC-1 Flying Leopard, но покупателей не нашлось.Самолеты первой производственной серии компания «Xian» значительно усовершенствовала,установив, в частности, новую РЛС. Эти самолеты, известные как Block 2, в 2003 году поступили на вооружение 17-го полка.Block 2 стал переходным вариантом к JH-7A, способным нести высокоточные боеприпасы. Именно такой самолет оговаривался в исходных требованиях ВВС.


На JH-7A установлено цифровое приборное оборудование, самолет способен нести прицельно-нави-гационную аппаратуру в контейнерном исполнении, что позволяет использовать КАБ с лазерным наведением. Также самолет может нести контейнеры РЭБ, новые средства поражения, такие как противора-диолокационные ракеты  китайскую KD-88 и российскую Х-31П.Построено пять прототипов JH-7A, первый из которых выполнил первый полет 1 июля 2002 года. В августе 2004 года первые серийные JH-7A поступили в 27-й полк авиации ВМС КНР. Между тем в конце 2004 года первые JH-7A получили и ВВС  82-й полк.По своим боевым возможностям JH-7A примерно соответствует Panavia Tornado, однако на удовлетворение требований ВВС Китая в полном объеме китайской промышленности потребовалось три десятка лет.Авиапромышленность Китая развивается очень быстро, и хотя компания «Xian» продолжает совершенствование JH-7, самолет, скорее всего, по-настоящему массовым так и не станет.