Самолет VOUGHT A-7 CORSAIR II

 


Самолет Vought A-7 Corsair II, создававшийся как палубный штурмовик, оказался универсальной машиной, способной действовать с береговых аэродромов и решать (ограниченно) задачи ПВО. И сегодня эти самолеты остаются на вооружении боевых частей в Европе и Азии.

Пакистан

В1976 году в рамках программы, финансируемой Саудовской Аравией, Пакистан заказал 110 новых A-7 Corsair II. Условием поставки самолетов был отказ Пакистана от закупки французского завода для переработки ядерно-го топлива, что было признано неприемлемым премьер-министром Бхутто. Поэтому президент Джимми Картер отказался от продажи А-7, воспрепятствовав также продаже завода. Позднее администрация Картера предлагала Пакистану 100 самолетов F-5E, но снова получила отказ от нового главы Пакистана — генерала Зия-уль-Хака. В тот период отношения между США и Пакистаном ухудшались, и кульминацией стали выход Пакистана из организаций СЕАТО и СЕНТО и сожжение американского посольства в Исламабаде. В конце 1970-х годов, оставшись без А-7, пакистанские ВВС (Fiza'ya) были вынуждены перенацелить на решение ударных задач свой парк самолетов Mirage 5РА и ШЕР, дополнив их небольшим количеством поставленных из США В-57 Canberra. В 1983 году Пакистан начал получать китайские штурмовики Nanchang А-5С «Fantan», близкие по своим характеристикам к Corsair II.


Таиланд
Последний покупатель Vought А-7, Королевский дивизион морской авиации Таиланда (RoyalThai Navy Air Division — RTNAD), получил 14 штурмовиков A-7E из запасов ВМС США в 1995 году. Кроме того, американские ВМС поставили четыре двухместныхТА-7Е. Все самолеты несли службу в 104-й эскадрилье на базе морской авиации У-Тапао. В начале 1994 года после сравнительных испытаний китайского Nanchang А-5 с модернизированным А-4 Skyhawk с ВМС США был заключен контракт на 81,6 млн долларов. Первые тайские ТА/А-7Е были поставлены в июле 1995 года — после подготовки пилотов и технического персонала на авиабазе ВМС Меридиан и ремонта Corsair на предприятии ВМС Джексонвилле, Флорида. Они поступили на вооружение 104-й эскадрильи в У-Тапао, на базе ВМС Саттахип. Этот бывший аэродром ВВС США времен вьетнамской войны имел единственную в Таиланде ВПП (2000-2500 м), подходившую для эксплуатации А-7. Интересно, чтоТА/А-7Е был вторым самолетом компании «Vought» с таким же собственным названием Corsair, состоявшим на вооружении морской авиации Таиланда. Речь идет о двухместном биплане V-93S Corsair, использовавшемся в 1930-х годах. Свои последние А-7 Таиланд снял с вооружения 20 июля 2007 года

Португалия
Уникальной особенностью португальских А-7Р Corsair II является то, что они сохранили 20-мм пушку Colt Browning Mark 12 и двигательТРЗО ранних А-7А/В, но получили бортовую электронику, индикатор на лобовом стекле и навигационное оборудование как у A-7D/E. Первая программа предусматривала поставку ВВС Португалии (Format Аёгеа Portuguesa — FAP) 50 самолетов А-7Р с двигателями TF30-P-408, а также запасных частей и средств обслуживания. По контракту 1982 года стоимостью 198 млн долларов


Греция
Отказ Швейцарии от закупок самолетов А-7 привел к тому, что первым зарубежным покупателем Corsair II стала Греция. Первый А-7 Corsair II (№ 159662) для греческих ВВС (Elliniki Polimiki Aeroporia  ЕМА) взлетел 6 мая 1975 года, пилотируемый испытателем «Vought» Джимом Ридом. Одноместные Corsair II для Греции получили обозначение А-7Н, их поставки начались в 1974 году, а последний из 60 одноместных А-7Н прибыл в Афины в 1977 году. Первые греческие двухместные Corsair II (ТА-7Н) были поставлены в 1980 году после закупки по программе военной помощи, начатой в 1978 году. Первоначально греки получили пять двухместных машин новой постройки. А-7Н сначала поступили в три подразделения: 354-ю «Perseus» Mira (эскадрилью) из 110-го Pteriga Machis (авиакрыла), базировавшуюся в Лариса на северо-востоке Греции, и 388-ю и 340-ю эскадрильи из 115-го авиакрыла в Суда-Бей возле Ираклиона на Крите. Первые пять поставленныхТА-7Н (близких по конструкции ТА-7С ВМС США) были распределены между эскадрильями, эксплуатирующими А-7Н. Но 388-я эскадрилья недолго летала на ТА/А-7Н, перевооружившись на F-4 Phantom II. Сегодня греческие Corsair II состоят на вооружении четырех из пяти эскадрилий истребителей-бомбардировщиков (361 -я летает на Cessna Т-37В/С). Из 60 одноместных А-7Н и пяти двухместных ТА/А-7Н, поставлявшихся с середины 1970-х до 1980 года, около 45 машин до сих пор остается в строю.

Базирующиеся в Сауда 340-я эскадрилья «Alepou» и 345-я эскадрилья «Lailaps» летают на самолетах, оставшихся от первой партии. А вот 335-я эскадрилья «Tigreis» и 336-я эскадрилья «Olympus», базирующиеся в Араксосе, используют около 70 А-7Е и ТА-7С, ранее принадлежавших ВМС США, поставленных в 1993-1994 годах для замены TF/F-104G Starfighter. До поставки ВВС эти самолеты прошли ремонт в Джексонвилле и поступили в две последние эскадрильи Starfighter,  «Vought» отремонтировала и модернизировала 20 А-7А с баз хранения, хотя поставки первой партии из 20 машин начались еще в конце 1981 и полностью завершились к середине 1982 года. Поставки второй партии из 30 А-7Р начались в октябре 1984 года. Первым местом размещения А-7Р стала авиабаза ВА5 возле Монте-Реал, где самолеты вошли в состав подразделения Esquadra 302 H3Grupo Operacional 51, ранее вооруженной F-86. Техническое обслуживание проводилось ремонтным предприятием FAP в Алверка возле Лиссабона. Поставки двухместныхТА-7Р начались в мае 1985 года.

Также базировавшиеся в Монте-Реал,ТА/А-7Р были поделены между подразделениями Esquadra 302 и Esquadra 304. Тогда же заказали еще 20 А-7Адля использования в качестве запасных частей. Португальские Corsair II были предназначены для тактической авиационной поддержки действий ВМС (TASMO) и воздушной изоляции поля боя (AI) при вооружении ракетами класса «воздух—воздух» AIM-7P Sidewinder и для наступательной/оборонительной воздушной поддержки (OAS/DAS). После появления в арсенале FAP ракет AGM-65A Maverick самолеты получили возможность наносить высокоточные удары. Для самообороны самолеты оснащались контейнерами РЭБ AN/ALQ-101 в дополнение к стандартным блокам ловушек. До появления в подразделении Esquadra 210 самолетов F-16 Fighting Falcon, оптимизированных для задач ПВО, португальские А-7Р регулярно развертывались на Азорах (база ВА4 в Лажеш) для отработки воздушного боя с применением ракет Sidewinder, где им содействовали «истребители» Т-38 Talon с аналогичным вооружением (последние завершили службу в июне 1993 года).

Свои последние Corsair II FAP сняли с вооружения 9 июля 1999 года, заменив одну их эскадрилью в рамках программы «Peace Atlantis II» на 16 самолетов F-16А (ранее находившихся на базе хранения AMARG, авиабаза США Девис-Мон-тен) и четыре двухместных F-16В. сдавшие свои старые самолеты в марте 1993 года. Две эскадрильи из Сауда используют Corsair II в качестве морских штурмовиков (заменивших F-84F) и при снаряжении ракетами AIM-9L Sidewinder используются для обеспечения ПВО. В 1990 году 340-я эскадрилья из Сауда работала «по обмену» с СВПП Harrier GR.Mk 5 из 1 -й эскадрильи британских ВВС в Виттеринге. ФлотТА/А-7Н базируется в Сауда вместе со старыми Т-ЗЗА, бывшими германскими Do 28D, и отрядом поисково-спасательных вертолетов АВ 205А. Греческие А-7 прошли модернизацию, получив форсированные двигатели, новое бортовое оборудование и РЛС.