Самолет Viggen AJ 37


Большую часть службы самолеты Viggen выполняли свою главную задачу  защищали нейтралитет Швеции. Однако на закате карьеры их привлекли к участию в международных операциях.ервым принятым на вооружение вариантом Viggen стал AJ 37, оптимизированный для нанесения ударов по наземным целям. На новую модель перевооружили (с самолетов Saab Lansen) шесть дивизионов, начиная со 2-го авиакрыла F7. Самолеты предназначались для отражения возможной агрессии по суше с севера и с берегов Балтики.Как и все части ВВС Швеции, эскадрильи Viggen постоянно практиковали рассредоточение: в мирное время выполнялись полеты не только с аэродромов базирования, но и с других площадок, включая гражданские аэропорты и шоссе. Участки некоторых автострад имеют усиленное покрытие для взлета и посадки самолетов. Специальное мобильное оборудование обеспечивает эксплуатацию самолетов с резервных аэродромов.


Истребители-бомбардировщики AJ 37 дополнили тактические разведчики SF 37 и морские истре-бители-бомбардировщики SH 37. Самыми востребованными, в силу большой протяженности береговой линии Швеции, стали именно SH 37.В 1980 году JA 37 Jaktviggen поступили на вооружение в F13, и с этого момента начался процесс замены перехватчиков Draken.В 1980-е годы JA 37 регулярно перехватывали и сопровождали над Балтикой самолеты стран Варшавского договора и НАТО. При выполнении одного такого перехвата на малой высоте советский Су-15 упал в море. Также пилот JA 37 первым на Западе смог перехватить Су-27.

В 1990-е годы Viggen модернизировали в варианты AJS 37, SK 37Е и JA 37D. По завершении холодной войны нейтральный статус Швеции стал понемногу размываться, государство присоединилось к программе НАТО «Партнерство ради мира». В 2000 году правительство впервые объявило о поддержке многонациональных операций, были сформированы силы быст-
рого реагирования ВВС Швеции  SWAFRAP. В SWAFRAP включили десять AJSF 37, доработанных по стандартам НАТО. Позднее также доработали несколько JA 37D.Хотя Viggen из SWAFRAP никогда не принимали участия в боевых операциях НАТО, они использовались на многих учениях. Единственным европейским типом самолета РЭБ групповой защиты стал SK 37Е, такие машины принимали участие в международных маневрах. С принятием на вооружение самолета Gripen и началом сокращения ВВС Швеции количество эксплуатируемых Viggen постоянно уменьшалось. В свете сокращения бюджетных расходов у ВВС не было альтернативы ускорению вывода Viggen из эксплуатации.JA 37 сняли с вооружения в конце 2004 года, авиакрыло F21 сдало свои самолеты в конце 2005 года. Два SK 37 использовались для летных испытаний до 2007 года.