Самолет Victor K.Mk 2


Так как первые заправщики VC10 не были готовы к эксплуатации, британские ВВС в рамках операции «Corporate» для действий в Южной Атлантике привлекли устаревшие самолеты Victor K.Mk 2. Через девять лет заслуженные ветераны приняли участие и в операции «Буря в пустыне».Целью операции «Corporate» было вернуть Великобритании Фолклендские (Мальвинские) острова, захваченные Аргентиной 2 апреля 1982 года. Контроль над островами был важен в том числе и по причине нахождения в регионе потенциально богатых запасов нефти. Лондон немедленно приступил к формированию экспедиционных сил. Ближайший к Фолклендским островам из доступных Британии аэродромов находился на острове Вознесения в 6280 км к северу. Самолеты британских ВВС могли принять участие в войне только в случае использования заправщиков Victor K.Mk 2 из 55-й и 57-й эскадрилий, дислоцированных на авиабазе Мархэм в Норфолке. Изначально самолеты Victor оказались востребованными как разведчики. Машины были способны вести радиолокационную и фоторазведку. С середины апреля экипажи тренировались для выполнения таких заданий, совершая полеты на малой высоте над Шотландией. Любой полет на разведку с острова Вознесения требовал дозаправки в воздухе. Пять самолетов из Мархэма прибыли на остров Вознесения 18 апреля, еще четыре  19 апреля. Victor действовали отсюда вплоть до окончания фолклендской войны.



Первый боевой вылет продолжительностью 14 ч 45 мин был выполнен 20 апреля. Экипаж самолета Victor произвел радиолокационную разведку акватории площадью 241400 км2 в районе Южной Георгии. Еще два таких полета позволили собрать данные, обеспечившие последующий успех британского вторжения на остров 26 апреля. В каждом полете один разведчик поддерживало четыре заправщика, при этом еще четыре заправщика находились на дежурстве на острове Вознесения. Пока Victor выполняли несвойственные заправщикам задания, в Британии спешно заканчивали испытания модернизированных Nimrod MR.Mk 2Р и Hercules C.Mk IP.В ежедневных полетах бомбардировщиков Vulcan из Великобритании их поддерживали КС-135 ВВС США, а южнее — заправщики из Мархэма. Кроме того, на самолеты Victor возложили дозаправку двух Vulcan, которые готовились к миссиям «Black Buck», и некоторого количества самолетов Sea Harrier.

Всего запланировали семь миссий «Black Buck», для выполнения каждой требовалось 18 дозаправок. Рейд одного самолета Vulcan к Порт-Стэнли и обратно обеспечивали 11 заправщиков Victor. В первом авианалете в ночь с 30 апреля на 1 мая приняли участие один бомбардировщик Vulcan и три Victor. На одном самолете-заправ-щике произошла утечка топлива, и он был вынужден вернуться на остров Вознесения. Потребовавшаяся ему аварийная дозаправка
от другого самолета Victor привела к тому, что тот также ушел домой преждевременно. Для дозаправки бомбардировщика Vulcan остался только один Victor. Из-за сильной турбулентности у него порвался заправочный шланг, тем не менее, какое-то количество топлива все же удалось передать на бомбардировщик. Vulcan принял максимально возможное количество топлива от всех трех Victor. Последнюю дозаправку выполнили в точке на расстоянии 4830 км от острова Вознесения, до цели оставалось 4185 км. Из-за соблюдения режима радиомолчания экипаж заправщика Victor не ставил в известность об аварийной ситуации остров Вознесения до самого последнего момента.

Помимо полетов в рамках миссий «Black Buck» заправщики Victor обеспечивали работу девяти Harrier GR.Mk 3, развернутых на острове Вознесения. Позже Victor осуществляли дозаправку Nimrod MR.Mk 2Р. Nimrod регулярно выполняли разведывательные полеты продолжительностью до 19 ч, обычно с 12 дозаправками. Самолеты Victor дозаправляли и Sea Harrier, базировавшиеся на контейнеровозе «Атлантик Ковей-ер» на переходе от острова Вознесения к Фолклендам. Позже Victor дозаправляли и самолеты Harrier британских ВВС, совершавших полеты из Британии на остров Вознесения и от острова Вознесения к Фолклендам.

Hercules C.Mk IP, прибыв на театр военных действий, приступили к выполнению самых длительных в ту войну полетов на снабжение боевой группы «Фолкленды». Продолжительность доходила до 26 ч, такие полеты совершались и после капитуляции аргентинский войск. Последней крупной работой самолетов Victor стало обеспечение трех многоцелевых Phantom FGR.Mk 2, составивших основу ПВО острова Вознесения. Истребители прибыли в конце мая 1982 года. Из-за отсутствия VC10 самолеты Victor являлись единственными британскими заправщиками, принявшими участие в операции «Corporate». Самолеты-ветераны зарекомендовали себя самым лучшим образом. 14 декабря 1990 года Victor вновь отправились на войну.Восемь Victor K.Mk 2 из 55-й эскадрильи приняли участие в операции «Буря в пустыне», британская часть которой именовалась «Granby». Действуя вместе с VC10, Victor дозаправляли самолеты Buccaneer, Jaguar и Tornado британских ВВС, канадские CF-188, французские Mirage 2000, различные машины ВМС и КМП США. Первый боевой вылет в операции «Granby» самолет Victor выполнил 16 января 1991 года, а всего было осуществлено 299 боевых вылетов на дозаправку общей продолжительностью 870 ч. После окончания операции «Буря в пустыне» два самолета-заправщика Victor оставили на базе Мухаррак для обеспечения действий британских Tornado, также задержавшихся на этом ТВД.