Самолет Ту-22МЗ

Получивший новые ТРДДФ НК-25, усиленное крыло и совковые воздухозаборники, Ту-22МЗ («Backfire-С»; справа внизу) пришел на сменуТу-22М2 и был принят на вооружение в 1983 году. Оптимизированные для полетов на малых высотах и способные взаимодействовать с самолетом ДРЛО А-50, первые машины были развернуты в 185-м Гв.ТБАП. Всего до завершения производства в 1993 году было построено 268 Ту-22МЗ.



Хотя основным вооружением самолета осталась ракета Х-22, в его арсенале появилась также ракета Х-15. На вращающейся пусковой установке в бомбоотсеке самолет может нести до шести ракет Х-15А или Х-15П с ядер-ной БЧ (обозначение НАТО—AS-16 «Kickback»). Также Ту-22 получил новый комплекс РЭП «Урал».В конце 1980-х годов начались работы над вариантом Ту-22МП (на базе Ту-22МЗ), специализированном постановщике помех для замены Ту-16П, но в дальнейшем от его создания отказались. Еще одним вариантом Ту-22МЗ стал тактический разведчик Ту-22МР, испытания которого начались в 1985 году. Всего было построено 9-12 самолетов, несущих в бомбоотсеке разведывательное оборудование, вероятно, включающее РЛС бокового обзора и комплекс РТР «Миасс».

Боевой дебют Ту-22М2 в качестве обычного бомбардировщика состоялся в Афганистане, а с января1988года эстафету у них подхватили Ту-22МЗ из 402-го ТБАП, развернутого на аэродроме Мары-2 в Туркмении. В действиях против моджахедов были задействованы 1 б Ту-22МЗ, использовавшие бомбы калибром до 3000 кг. Последние вылеты в Афганистане были выполнены в начале1989    года, но российские Ту-22МЗтакже принимали участие в военных действиях в Чечне в 1995 году, в основном атакуя цели в районе Грозного.Создававшийся, прежде всего, как ракетоносец для Дальней авиации, Ту-22МЗ стал больше известен на Западе в качестве морской ударной машины, использовавшейся СССР, а ныне и Россией. Кроме России, Ту-22МЗ служили и в Украине (вверху)  самолеты были сведены в 184-й и 185-й Т6АП.