Самолет Ту-22М1

Предлагавшийся А. Н. Туполевым как дальнейшая модернизация Ту-22, самолет «145» (будущий Ту-22М) был совершенно новой машиной. Первый прототип, Ту-22М0, был доставлен в ЛИИ в Жуковском летом 1969 года, всего через два года после выхода Постановления Совета Министров СССР о его создании (фактически работы по самолету велись с 1965 года).Ту-22М («Backfire-А»  по классификации НАТО) было отдано предпочтение перед самолетом Т-4 с треугольным крылом, разработанным ОКБ П. О. Сухого.



Ту-22М0 совершил первый испытательный полет 30 августа 1969 года, планировалось выпустить серию из 10 самолетов для испытаний. Девять предсерийных Ту-22М0 были построены в Казани в 1969-1972 годах. Однако двигатели НК-144-22, создававшиеся для Ту-144, оказались неэкономичными, что ограничивало дальность полета Ту-22М0 всего 4140км  гораздо меньше требуемого. На последних Ту-22М0 ввели несколько доработок, присущих серийным самолетам, включая пушечную установку вместо большого обтекателя станции РЭБ (как у Ту-22КД). На Ту-22М0 отказались от характерных для тупо-левских машин гондол стоек шасси на крыле. Один Ту-22М0 (внизу и ниже) с бортовым

номером 33 ныне является экспонатом музея в подмосковном Монино.На серийном Ту-22М1 (в центре, обратите внимание на обтекатель на вершине киля) установили новые двигатели НК-22, развивавшие большую тягу (на 10%). Выпуск Ту-22М1 планировалось развернуть в 1971 году на 22-м заводе в Казани, завершавшем производство Ту-22. НаТу-22М1 увеличили размах крыла и внесли множествоизменений в конструкцию, но по своим характеристикам он по-прежнему не устраивал военных.В 1971-1972 годах построили всего девять Ту-22М1, часть из которых проходила войсковые испытания в 185-м Гв.ТБАП в составе13-й Гв.ТБАД в Полтаве.