Самолет Tejas ADA/HAL


Tejas считается гордостью индийской авиационной промышленности, но реальность менее радужна  даже после 30 лет работы по программе серийные поставки самолетов в строевые части идут крайне медленно. В 1984 году в Бангалоре было образовано Агентство по авиационным разработкам (ADA), одной из главных задач которого стало создание совместно с компанией HAL перспективного легкого истребителя. Программа получила название LCA (легкий боевой самолет) и была весьма амбициозной, учитывая, что последний раз индийская промышленность выпускала собственный истребитель в 1960-х годах  самолет Marut был спроектирован немецким авиаконструктором Куртом Танком.



Отсутствие подходящего двигателя отрицательно сказалось налетных характеристиках машины, но с другой стороны, даже в таком варианте Marut оказался достаточно надежным истребителем. Более удачным оказался Ajeet  индийский вариант британского Gnat. Впрочем, эти программы, по мнению экспертов, не могли в 1980-е годы дать индийским инженерам знаний, достаточных для самостоятельной разработки современного истребителя. А компания HAL имела тогда лишь опыт лицензионной сборки самолетов Jaguar и МиГ-27. Тем не менее индийские конструкторы взялись за создание национального истребителя, одними из главных требований к которому были хорошая маневренность, высокие скорость и скороподъемность, не слишком высокие требования к эксплуатации в полевых условиях, а также возможность применения широкой номенклатуры вооружения, масса которого должна была не менее чем вдвое превосходить возможности МиГ-21.

Этап подготовки проекта был завершен в конце 1988 года. Формирование облика самолета велось с привлечением французской компании «Dassault», что проявилось и в выборе аэродинамической компоновки машины — выбор пал на схему бесхвостка, отработанную французами на семействе Mirage. Важной особенностью машины должна была стать четырехканальная цифровая ЭДСУ.Крыло LCA треугольное, высокорасположенное, с переменной стреловидностью по передней кромке, имеет уменьшенную стреловидность в корневой части, что обеспечивает летчику хороший обзор вниз. Крыло оснащено трехсекционными предкрылками и двухсекционными элевонами, расположенными по всей его задней кромке и по большей части выполнено из композитов, а в месте сопряжения крыла и фюзеляжа расположены щелевые вихрегене-раторы. Фюзеляж самолета  типа полумонокок. В хвостовой части, по бокам киля, расположены два композитных воздушных тормоза, а по бокам фюзеляжа — два нерегулируемых воздухозаборника. Остекление фонаря кабины включает неподвижный монолитный козырек и откидывающийся назад колпак. Шасси — трехопорное, колеса шасси оснащены углеродными тормозами, также имеется автоматизированная система управления торможением.

В хвостовой части фюзеляжа, в контейнере под килем, находится тормозной парашют.Стремление индийского правительства максимально возможно полагаться на собственные силы, а также определенные санкции, наложенные на Индию после про ведения ею ядерных испытаний в 1998 году, привели к тому, что индийским инженерам пришлось создавать и электродистанцион-ную систему управления, и многорежимную доплеровскую РЛС, и двигатель. Двигатель решили создавать своими силами, однако с ним возникли проблемы, поэтому на двух прототипах установил американские двигатели.

В программе LCA принимает участие целый ряд зарубежных разработчиков авиационной техники, вооружения и оборудования. Израильская компания «Elbit» взяла на себя разработку нашлемной системы целеуказани индикатора на лобовом стекле и многофункциональных индикаторов, а также поставляет прицельные контейнеры Litening. Но: пожалуй, самый важный ее вклад в Tejas  бортовая РЛС: сегодня это вариант Elta EL/M-2032, но в перспективе планируется установить на самолет РЛС с активной фазированной антенной решетко EL/M-2052. Вклад России  23-mi пушка и управляемое ракетное вооружение, а Великобритании -Сроки реализации программы переносились не один раз, а стоимость Tejas постоянно росла. А тем временем у самолета появился весьма неплохой соперник  созданный совместно китайскими и пакистанскими авиапромышленными комплексами легкий истребитель JF-17. Причем JF-17 уже давно передан в серийное производство и принят на вооружение ВВС Пакистана еще в 2007 году.

Одной из главных причин , задержки программы стали проблемы с созданием собственного двигателя GTRE GTX-35VS Kaveri, который должен был прийти на смену американским F404-GE-IN20. Созданный индийскими специалистами двигатель не подходил почти по всем основным параметрам,что и продемонстрировал во время проводившихся [ в России высотных испытаний. Стало ясно, что без зарубежной помощи здесь не обойтись.В итоге вначале было принято решение приобрести двигатели GE F404-IN20 для установки на - восьми предсерийных самолетах и двух прототипах военно-морской (корабельной) модификации истребителя, а затем был размещен контракт на поставку партии таких же двигателей для первой серийной партии из 20 истребителей. Кроме того, было объявлено о том, что усовершенствованная модификация истребителя, Tejas Mark 2, будет также оснащаться американскими двигателями  типа GE


Tejas Mark 2
По состоянию на 2012 год программа LCA все еще не избавилась от проблем разного рода, причем, по данным зарубежных источников, разработчиком в отношении истребителя даже не были проведены некоторые важные испытания. Срок достижения полной оперативной готовности вновь перенесли  на этот раз на 2014 год. Тем временем индийскими авиаконструкторами был разработан усовершенствованный вариант истребителя, получивший обозначение Tejas Mark 2, которьп изначально решили оснащать дви гателями General Electric F414. Но вая модификация почти на метр длиннее, имеет более высокий киль и крыло несколько большей площади (размах крыла остался прежним). Кроме того, увеличится площадь воздухозаборников, и самолет, вероятно, получит новейшую систему РЭБ российской разработки, а также ряд других современных образцов авионики и вооружения.Tejas планируется к поставке и в авианосную авиацию ВМС Индии, где будет использоваться как легкий многоцелевой и учеб-но-боевой самолет. Ввиду больших нагрузок при эксплуатации на кораблях морской Tejas будет отличаться усиленным шасси, наличием посадочного гака и модифицированной носовой частью фюзеляжа для обеспечения лучшего обзора пилоту при посадке на палубу.