Самолет Су-30

Постоянное совершенствование перехватчика Су-27 и учебно-боевого самолета Су-27УБ привело к появлению ряда вариантов, одним из которых стал Су-27ПУ, созданный в начале 1990-х.Он разрабатывался по требованиям авиации ПВО к дальнему перехватчику с большой продолжительностью полета, способному находиться в воздухе до 10 часов, имеющим две одинаковые кабины и оснащенному оборудованием для дозаправки. Самолет оснастили дополнительным навигационным оборудованием. Дальность полета без ПТБ должна была составлять 3000 км.


Прототип Су-27ПУ поднялся в воздух в Иркутске 30 декабря 1989 года. Позднее было построено небольшое число предсе-рийных самолетов Су-30, включая две машины для пилотажной группы «Летчики-испытатели». С дополнительным оборудованием в задней кабине Су-30 способен действовать в качестве миниатюрного самолета ДРЛОиУ, осуществляя взаимодействие с четырьмя другими самолетами (например, группой МиГ-31), указывая им (даже в автоматическом режиме) наиболее подходящие цели. Также он осуществляет передачу информации внутри группы, позволяя добиваться тактического преимущества.Бюджетные ограничения первоначально не позволили заказать серийные Су-30 для российских ВВС, но разработанный на его базе коммерческий вариант Су-30МК («Flanker-F/G/Н») пользуется большим успехом у зарубежных покупателей. Су-ЗОМК сочетает концепцию двухместного Су-30 с управлением вектором тяги и ПГО, как у Су-37. Эта двухместная тяжелая машина решает как ударные, так и задачи ПВО и завоевания господства в воздухе, не уступая (а по многим параметрам и превосходя) истребителю F-15Е Eagle.

На 12 узлах подвески самолет способен нести самое современное высокоточное оружие классов «воздух-воздух» и «воздух—поверхность» общей массой до восьми тонн. Производство осуществляется КнААПО и корпорацией «Иркут», входящими в группу компаний «Сухой».Одним из крупнейших покупателей Су-ЗОМК является Индия, начинавшая с базового варианта Су-ЗОК и дошедшая до многоцелевого Су-30МКИ, который в последнее время выпускается по лицензии корпорацией HAL. Су-ЗОМКИ оснащен управляемым вектором тяги, ПГО и двигателями АЛ-31 ФП. На нем установлена РЛС Н011М «Bars» с пассивной ФАР. Бортовое оборудование включает системы российского и индийского производства, а также дополнительное оборудование, поставленное Францией и Израилем.Су-ЗОМКИ поступил на вооружение ВВС Индии в сентябре 2002 года. На январь 2013 года в составе ВВС насчитывалось 157 таких самолетов и ожидается, что всего будут поставлены 272 машины. В настоящее время проводятся испытания по интеграции в систему вооружения индийских Су-ЗОМКИ сверхзвуковой крылатой ракеты Brahmos.В 2000 году ВВС Китая получили свои первые Су-ЗОМКК. Самолеты поставлялись партиями с различными типами РЛС, включая Н001ВЕП и «Жук-МС».

Су-ЗОМКМ для Малайзии создан на базе индийского Су-ЗОМКИ, с ПГО и УВТ, но имеет французское оборудование для кабины и контейнер целеуказания Damocles, а также южно-аф-риканскую систему РЭБ. На базе Су-ЗОМКИ был создан алжирский Су-30МКА, получивший оборудование российского и французского производства. Вариант для Венесуэлы получил обозначение Су-ЗОМКВ. В число других покупателей Су-ЗОМК входят Индонезия, Уганда и Вьетнам (Су-30МК2В).В 2012 году Россия заказала 30 Су-ЗОСМ для своей морской авиации; этот вариант создан на базе Су-ЗОМКИ с УВТ. Первый из этих самолетов взлетел 21 сентября 2012 года. Он предназначен для замены Су-24 в морской авиации. Вероятно, самолет будет способен нести ПКР большой дальности «Яхонт».Су-ЗОМК продолжает нести службу и постоянно совершенствуется, оставаясь на уровне мировых требований.