Самолет Су-27СМ

Было разработано несколько основных вариантов одноместного самолета Су-21. Два из них  Су-27СМ и Су-27СМЗ  ныне несут службу в российских ВВС.Имея на вооружении свыше 400 самолетов Су-27 первого поколения,российские ВВС были вынуждены искать пути модернизации одноместных истребителей Су-27С. Первым доработанным вариантом стал Су-27СМ, отличающийся несколько расширенными ударными возможностями, новой кабиной, БРЭО и РЛС, а также усовершенствованной аппаратурой РЭБ.В состав вооружения «воздух—поверхность» вошли противокорабельные ракеты Х-31А и Х-35П, ракеты с телевизионным/лазерным наведением Х-29Т/Л и управляемые бомбы КАБ-500/1500. Вариант СМ также может нести ракеты класса «воздух—воздух» средней дальности Р-77.


Первый Су-27СМ был переделан из взятого у ВВС самолета, новый вариант поднялся в воздух после конверсии 27 декабря 2002 года. Первые пять модернизированных Су-27СМ российских ВВС были переданы для проведения эксплуатационных испытаний в ЦБП и ПЛС в Липецке 25 декабря 2003 года. Позднее в том же месяце к переподготовке на новые истребители приступил 23-й истребительный авиаполк в Дземги. Су-27СМ также получил полк, базирующийся на аэродроме Центральная-Угловая (г. Артем Приморского края). Из-за сокращения финансирования число доработанных Су-27СМ ограничили 48 экземплярами, последний из которых был поставлен в 2009 году.


ОКБ Сухого предложило модернизированный вариант одноместного многоцелевого истребителя Су-27СКМ, ориентируясь прежде всего на поставленные Китаю Су-27СК. Это вариант доработок включал оснащение самолета усовершенствованной кабиной и установку более сложной аппаратуры РЭБ и системы дозаправки. Доработанная система управления вооружением включала улучшенную РЛС Н001 ВЕП1 с фазированной антенной решеткой. Первый Су-27СКМ поднялся в воздух 15 июня 2005 года. Хотя эта машина демонстрировалась на международных авиавыставках, заказов на нее практически не поступило.Российские ВВС получили неустановленное количество еще более совершенных самолетов, получивших обозначение Су-27СМЗ. Также одно время рассматривалась возможность поставок этих новых машин в виде комплектов для сборки в Китай. По сравнению с Су-27СМ вариант СМЗ получил усиленный планер и форсированные двигатели АЛ-31Ф-М1, что позволило увеличить массу полезной нагрузки на 900 кг.

Су-27СМЗ отличается новой аппаратурой РЭБ и усовершенствованной прицельно-навигационнойсистемой. В состав вооружения входят новые боеприпасы класса «воздух—воздух» и «воздух—поверхность» (тип которых не раскрывается), часть из которых может наводиться с использованием систем спутниковой навигации Глонасс/GPS. Вариант СМЗ также оснащен современной «стеклянной» кабиной с четырьмя жидкокристаллическими многофункциональными дисплеями.
Новая бортовая помехоустойчивая система передачи данных обеспечивает связь как с наземными, так и с воздушными командными пунктами. Этот вариант можно распознать по небольшой антенне на гаргроте, сразу за фонарем кабины.Первый Су-27СМЗ был поставлен ВВС 23 декабря 2011 года; этими самолетами вооружен истребительный полк в Крымске на юге России. Подразделения Су-27СМ и Су-27СМЗ российских ВВС в небольших количествах используют и двухместный вариант (Су-30М2) с таким же БРЭО, как и у одноместных машин.