Самолет Су-27М

Работы над усовершенствованным вариантом Су-27 стартовали в начале 1980-х годов, когда первый вариант еще даже не поступил на вооружение. Их целью было создание истребителя с более высокими характеристиками маневренности и расширенными ударными возможностями.Опытный самолет с управляемым ПГО, Т-10-24, поднялся в воздух в 1982 году, став первым в ряду многочисленных доработанных серийных самолетов, используемых в качестве летающих лабораторий и вновь построенных «прототипов», получивших обозначение Су-27М (кодовое обозначение НАТО — «Flanker-E»).


Лучшая маневренность (включая расширенные ограничения по углам атаки и улучшенную управляемость на больших углах атаки) была достигнута путем использования ПГО, контролируемого новой цифровой системой управления и организации дополнительных топливных баков в килях увеличенной высоты. Большое внимание уделялось использованию в конструкции алюминиево-литиевых сплавов и композиционных материалов. Также Су-27 оснастили двигателями АЛ-31 ФМ тягой на форсаже по 125,52 кН. Система управления огнем была построена вокруг новой импульсно-доплеров-ской РЛС Н-011 «Жук», способной одновременно сопровождать до 15 целей и наводить ракеты на семь из них.Первый прототип Су-27М, переделанный из обычного Су-27, поднялся в воздух 28 июня 1988 года. Из-за сокращения военного бюджета России в начале 1990-х годов работы по Су-27М были приостановлены. Пытаясь привлечь интерес к программе, в 1993 году ОКБ Сухого переименовало самолет в Су-35. Было построено десять предсе-рийных машин и один двухместный Су-35УБ, часть из которых использовалась пилотажной группой «Русские витязи».

Отдельную ветвь в семействе усовершенствованных вариантов «Flanker» представляет собой Су-37 («Flanker-F»). Этот сверхма-невренный самолет создавался для исследования системы управления вектором тяги, пригодной к использованию на машинах нового поколения. Два прототипа Су-37 были переделаны из Су-35, и первый из них (б/н 711) поднялся в воздух 2 апреля 1996 года. Су-37 участвовали в многочисленных авиашоу по всему миру, демонстрируя великолепную маневренность. Первый самолет был потерян в катастрофе в 2002 году, практически положившей конец программе Су-37. Тем не менее на практике были отработаны поворотные сопла, которые используются на модернизированных самолетах семейства Су-27, включая экспортный Су-30МКИ и одноместный вариант, носящий неофициальное обозначение Су-35БМ.

Разработка последнего была начата ОКБ Сухого в рамках создания истребителя поколения «4++». Этот улучшенный вариант Су-35 должен стать «мостиком» между «Flanker» первого поколения и многоцелевым истребителем Т-50/ПАК-ФА пятого поколения. Он сохранил ПГО и большой воздушный тормоз Су-35, получив в дополнение двигатели с управляемым вектором тяги, усиленный планер, цифровые дисплеи в кабине и топливную систему увеличенной емкости.Модернизированный Су-35 оснащен двигателями 117С НПО «Сатурн» (дальнейшее развитие АЛ-31 Ф) тягой по 142,19 кН на форсаже. Основной бортовой радиоэлектронной системой самолета является РЛС «Ирбис» с фазированной антенной решеткой (ФАР), дополненная оптико-локационным комплексом ОЛС-35.Этот вариант был заказан российскими ВВС под обозначением Су-35С и в последние годы участвовг во многих международны) конкурсах на закупку истребителей.