Самолет Су-27ИБ


Варианты Су-27 с размещением членов экипажа бок о бок служат примером эффективной трансформации истребителя в бомбардировщик. Эти самолеты не имеют эквивалентов на Западе, по своим возможностям Су-34 занимает нишу между снятым с вооружения FB-111 и F-15E.

Хотя Су-27 всегда обладал возможностями по поражению наземных целей, в ОКБ П. О. Сухого разработали его специализированный двухместный ударный вариант. Радикально модернизированный самолет получил обозначение Су-27ИБ (истребитель-бомбардировщик), фирменное обозначение  Т1 OB-1. Прототип, выполнивший первый полет 13 апреля 1990 года, переделали из Су-27УБ путем установки новой носовой части с бронированной кабиной. Су-27ИБ отличает характерной уплощенной формы носовая часть, за что самолет получил прозвище «Утконос». На Су-27ИБ установили ПГО небольшой площади. О существовании самолета на Западе узнали после публикации ТАСС фотографии прототипа (бортовой номер  «голубой 042»), имитирующего посадку на авианосец «Тбилиси».

Западные эксперты поначалу определили машину как Су-27КУ (корабельный учебный), хотя на самолете не было тормозного гака. На самом деле самолет демонстрировали президенту СССР М. С. Горбачеву, который в то время проводил отпуск в Крыму и «на досуге» посетил ТАКР «Тбилиси». Су-27ИБ вовсе не выполнял посадку на корабль или ее имитацию, а просто прошел на малой высоте. Однако ни ОКБ Сухого, ни ВМФ СССР не стали поправлять «экспертов» с Запада, которые решили, что в области палубной (авианосной) авиации СССР добился больших успехов, чем это было на самом деле. В 1992 году Су-27ИБ с разнообразной боевой нагрузкой класса «воздух—поверхность» был показан главам стран СНГ в Мачули-щах под Минском. Фотоснимки из Мачулищ обошли весь мир. Летом 1992 года машину впервые публично показали на «Мосаэрошоу».

В ВВС РФ серийный вариант самолета Су-27ИБ получил обозначение Су-34. Выкатка первого предсерийного Су-34 («голубой 43») на заводе в Новосибирске состоялась в 1993 году, а 18 декабря машина выполнила первый полет. Серийный Су-34 (фирменное обозначение Т10В-2) на 12 узлах подвески способен нести вооружение общей массой 8000 кг. В ассортимент вооружения входят практически все российские авиационные боеприпасы. Самолет способен нести 34 бомбы АБ-100 или по три кассетных 250-кг бомбы АБ-250 на каждом пилоне (всего 22 бомбы) или 12 бомб АБ-500, или до семи контейнеров КМГУ с мелкими бомбами или минами, различные НАР и УР с лазерным наведением, другое высокоточное орудие, например, КАБ-500 и КАБ-1500. В состав приборного оборудования входят как аналоговые приборы, так и многофункциональные индикаторы. ИЛС установлен только у командира. Оба члена экипажа размещены на катапультных креслах К-36ДМ. Размеры кабины позволяют летчикам встать в полный рост, чтобы снять напряжение в длительном полете. На борту имеются шкаф для подогрева пищи и химический туалет.

Су-34 предназначен, прежде всего, для замены фронтовых бомбардировщиков Су-24, но частично он способен заменить дальние бомбардировщики Ту-22МЗ. Он может быть доработан в носитель гиперзвуковой крылатой ракеты большой дальности «Альфа» МКБ «Новатор». Однако УР «Альфа» предназначена, в первую очередь, для поражения кораблей, а ОКБ Сухого, насколько известно, в настоящее время почти не предпринимает усилий по продвижению Су-34 на рынок в качестве противокорабельного самолета.  Самолет для флота Первая демонстрация Су-34 («45», Т10В-5, выполнил первый полет 28 декабря 1994 года) на Западе состоялась на авиасалоне в Париже в 1995 году под обозначением Су-32ФН. Машина описывалась как всепогодный круглосуточный морской ударный самолет, оснащенный многофункциональной РЛС «Морской Змей». Рекламировался противолодочный вариант, способный брать на борт 72 РГБ и оснащенный магнитометром.

Путь к современному дальнему ударному самолету Су-34, поступившему в ВВС РФ, был тернистым и извилистым. Подобно многим военным программам, начатым на закате СССР, разработка и поступление в войска Су-34 сильно запоздали по срокам. Малосерийное производство начали только в 2004 году, а на вооружение первой строевой эскадрильи Су-34 поступили в 2008 году, причем эта эскадрилья входит в состав Липецкого авиацентра  не совсем строевого формирования. В 2008 году в ходе войны с Грузией Су-34 впервые принял участие в боевых действиях, дебют оказался очень удачным. В 2011 году Су-34 поступили на вооружение строевой эскадрильи, дислоцированной в Воронеже. В сентябре 2011 года было объявлено о планах по закупке для ВВС РФ 120 Су-34, необходимых для вооружения пяти эскадрилий (по 24 самолета в каждой). Самолеты строевых частей получили новую темно-коричневую окраску (и благодаря ей новое прозвище  «Гадкие утята»), на крыле в районе законцовок появились аэродинамические гребни.