Самолет Су-27


Общий парк самолетов Су-27 в ВВС России является наиболее многочисленным, однако самые совершенные модификации семейства состоят на вооружении двух крупнейших импортеров самолетов данного типа  Китая и Индии. На вооружении в Китае состоят порядка 300 истребителей, в Индии  около 100. Китайские и индийские Су-27 потенциально являются стратегическим оружием. Китай стал первым покупателем Су-27, закупив с 1992 года тремя партиями в общей сложности 76 (по некоторым источникам 78) самолетов. ВВС Китая получили одноместные Су-27СК постройки КнААПО (Комсомольск-на-Амуре) и спарки Су-27УВК постройки ИАПО (Иркутск). В первую партию вошли 20 Су-27СК и шесть Су-27УБК. Вторая партия включала 22 самолета, в том числе шесть спарок. В конструкцию самолетов второй партии внесли по требованию китайской стороны изменения, в частности усилили шасси под увеличенную массу боевой нагрузки. В третью партию вошли только спарки  28 Су-27УБК. Китайский заказ был выполнен в 2002 году.

Сделано в Китае

В конце 1996 года компания «Сухой» и «Shenyang Aircraft Industry Со.» (SAC) подписали соглашение о производстве Су-27СК по лицензии в КНР под обозначением J-11. Контракт предусматривал сборку 200 самолетов из машинокомплектов производства КнААПО. Первый J-11 заказчик получил в 1998 году. Поступление самолета на вооружение КНР обеспечило китайской авиации качественное превосходство над ВВС Тайваня. Дальность и продолжительность полета Су-27 позволяет этим самолетам эффективно действовать над Тайваньским проливом.



Полномасштабный выпуск J-11, идентичных Су-27СК, начался в 2000 году, однако производство свернули, построив порядка 100 самолетов. Китай сфокусировал свои усилия на изготовлении J-11B «собственной» конструкции с расширенными возможностями в части поражения наземных целей. Поставки J-l 1В начались в 2006 году, первые самолеты поступили в китайский Центр летных испытаний. Ключевыми отличиями J-11B являются комплексы РЛС и СУВ, приборное оборудование выполнено на базе многофункциональных индикаторов, также установлены новый ИЛ С, система управления полетом, навигационное оборудование. В ассортимент вооружения включены УР класса «воздух—воздух» PL-8 малой дальности с тепловым наведением и PL-12 средней дальности с радиолокационным наведением. J-11B способен применять противорадиолокационные ракеты YJ-91 (Х-31П). На J-11B предполагалось ставить китайские двигатели FWS-10A, но, вероятно, такие двигатели получили не все самолеты. К лету 2009 года построили порядка 25 «собственных» J-11B.

Нанесение ударов по наземным целям для Су-27СК является второстепенной задачей, самолет способен применять только НАР и обычные бомбы, в то время как J-l 1В может работать по земле высокоточным оружием. Китай также закупил более совершенный многофункциональный вариант Су-27  двухместный Су-30МКК постройки КнААПО. Су-ЗОМКК спроектирован на основе Су-27СК и Су-27М, на нем установлено вертикальное оперение увеличенной площади (как на Су-27М). Первый полет Су-ЗОМКК выполнил в мае 1999 года. Китай в 2000-2003 годах получил 76 самолетов двумя партиями по 38 машин. Арсенал Су-ЗОМКК включает УР Х-29, Х-31П и Р-77. На самолете установлена РЛС Н001ВЭ. Все Су-ЗОМКК первых двух партий поступили на вооружение ВВС КНР. Третью партию из 24 самолетов приобрели для ВМС Китая. Поставки начались в 2004 году. Флот получил более совершенный, чем ВВС, вариант Су-30МКК2 с расширенными возможностями в части использования управляемого вооружения, включая ПКР Х-31А. На Су-30МКК2 установлена РЛС Н001ВЭП, самолет можно использовать как воздушный командный пункт.


Индийские Су-27

Индия является первым покупателем разработанных для экспорта Су-30МК, контракт на поставку 40 самолетов был заключен в ноябре 1996 года. Первые Су-ЗОМКИ для ВВС Индии собирались в Иркутске. Изначально на истребители ставили БРЭО западного и индийского производства. Самолеты поздней постройки отличались наличием ПГО и двигателями с отклоняемым вектором тяги, чего на китайских Су-27 нет. Из-за необходимости отработки нового многофункционального Су-ЗОМКИ первые восемь самолетов ВВС Индии получили в варианте Су-39МК-И, ими вооружили в марте 1997 года 24-ю эскадрилью. Су-ЗОМК-I отличаются от Су-27УБ лишь наличием системы дозаправки в воздухе и оборудованием задней кабины. В ноябре 1997 года началась поставка партии из десяти Су-ЗОМК, ранее предназначавшихся Индонезии. Далее планировалось поставить восемь многофункциональных Су-30МКИ-П с ИЛС Sextatnt и МФИ вместо обычных приборов, навигационным комплексом Sagem, индийскими и израильскими оборонительными системами.Следующая партия 12 единиц Су-ЗОМКИ-Ш с ПГО, затем -12 Су-ЗОМКИ-IV с двигателями АЛ-31ФП с отклоняемым вектором тяги. Впоследствии все 40 истребителей привели к единому стандарту. Су-ЗОМКИ-I вернули России, взамен были поставлены самолеты, близкие Су-ЗОМКИ-IV.

Производство МКИ

Су-ЗОМКИ в штатной конфигурации выполнил первый полет в ноябре 2000 года, первые десять самолетов поступили на вооружение 20-й эскадрильи ВВС Индии в 2002 году. Самолеты 1-й серии ограничены в нанесении ударов по наземным целям. Полноценными возможностями работы по земле обладают самолеты 3-й серии, на них возможно использовать контейнеры Litening. Поставки самолетов российской сборки завершились в 2004 году.Индия заключила соглашение о производстве 140 самолетов Су-ЗОМКИ третьей серии по лицензии на заводе «Hindustan Aeronautics», первые самолеты собирали из комплектующих, поставленных ИАПО. В 2004 году заказчик получил первую машину, полностью изготовленную в Индии. К осени 2009 года компания HAL изготовила 66 Су-ЗОМКИ.К 2015 году ВВС Индии планируют иметь на вооружении 230 Су-ЗОМКИ с РЛС «Ирбис» с АФАР. Самолеты способны нести вооружение индийского производства, включая УР Astra и «Брамос».