Самолет Су-24

В конце 1960-х годов возникла необходимость разработки нового самолета на замену устаревшим фронтовым бомбардировщикам Ил-28 и Як-28. Он должен был осуществлять сверхзвуковой полет на малых высотах, обладать всепогодностью и всесуточностью боевого применения и брать большую боевую нагрузку в виде различных авиационных
средств поражения, включая высокоточные. Самолет также должен быть приспособлен к действиям с ограниченных по размерам ВПП прифронтовых аэродромов. Работы по новому самолету вело ОКБ П.О. Сухого. Разработка шла долго (первый опытный самолет с дельтовидным крылом был признан неудачным, второй строился уже по схеме с крылом изменяемой стреловидности), а испытания прототипа Т-6 завершились только в 1976 году. Впрочем, еще в феврале 1975 года самолет был официально принят на вооружение ВВС и авиации ВМФ СССР под обозначением Су-24.


Су-24  двухместный фронтовой бомбардировщик, конструктивно представляющий собой цельнометаллический высокоплан,выполненный по нормальной аэродинамической схеме и оснащенный двумя ТРДФ (на первых серийных  АЛ-21Ф тягой на форсаже 87,3 кН, затем  АЛ-21 Ф-3 тягой на форсаже 110 кН). Самолет имел боковые нерегулируемые (на первых машинах) или регулируемые (на последующих машинах) воздухозаборники, крыло изменяемой стреловидности, стреловидное хвостовое оперение с дифференциально отклоняемым цельноповоротным стабилизатором и трехопорное шасси.Фюзеляж самолета полу-монококовой конструкции, в нем расположены блоки БРЭО, герметизированная кабина экипажа, силовая установка, воздушные каналы, основной запас топлива, а также самолетное оборудование и системы. К фюзеляжу крепятся поворотные консоли крыла, консоли управляемого стабилизатора, киль с рулем направления и контейнером тормозного парашюта, а также опоры шасси. На нижней поверхности фюзеляжа расположены узлы крепления пилонов для подвески вооружения и два тормозных щитка, являющихся одновременно передними створками ниш основных опор шасси.

Стреловидность крыла может меняться от 16° до 69°. Центроплан крыла с силовой шарнирной балкой составляет единое целое с фюзеляжем и в процессе эксплуатации с самолета не снимается. На нем крепятся два пилона подвески вооружения. Фонарь кабины переходит в гаргрот, в котором размещены различное оборудование и проводка управления. Отличительной особенностью Су-24 стало применение полностью интегрированной системы БРЭО, все составные части которой, включая прицельно-навига-ционное и управления во-оружениемГбыли заведены на бортовую ЭВМ, обеспечивая, среди прочего, возможность автоматического полета в режиме огибания рельефа местности. Вооружение Су-24 представлено встроенной шестиствольной 23-мм пушкой ГШ-6-23 или ГШ-6-23М с боекомплектом 500 снарядов, а также различными управляемыми и неуправляемыми средствами поражения максимальной массой до 7000 кг, размещаемыми на восьми точках внешней подвески на балочных держателях или авиационных пусковых устройствах (авиабомбы, включая тактическую ядер-ную, НАР, УР, пушечные контейнеры). Также самолет мог нести различное разведобо-рудование.

Первые серийные Су-24 поступили в 1973 году в 4-й центр боевой подготовки и переучивания личного состава в Липецке, а первой строевой частью, получившей новые машины, стал 63-й Керченский бомбардировочный авиаполк, который-дислоцировался в Черняховске Калининградской области и до того летал на Як-28. В 1979 году первые Су-24 появились за границами СССР  получателем стал один из авиаполков 218-й бомбардировочной авиадивизии, дислоцированный на авиабазе в Темплине под Берлином. Вскоре Су-24 поступили на вооружение всех трех полков дивизии, которая стала основной ударной силой 16-й Воздушной армии. Первые упоминания о новом самолете на Западе относятся к 1976 году, а первые качественные фотографии в западной прессе появились в 1980-1981 годах.За 13 лет серийного производства было выпущено более 500 Су-24 первой модификации, которые постоянно совершенствовались: в связи с установкой нового двигателя были изменены воздухозаборники: число пилонов выросло с шести до восьми, а затем были поставлены многозамковые балочные держатели для авиабомб; возрос объем первого топливного бака; закабинный гаргрот приобрел спрямленные очертания; постоянно модифицировалось БРЭО; катапультные кресла К-36Д заменили на К-36ДМ и многое другое. Выпуск этого варианта Су-24 был завершен в 1983 году.

Уже в 1976 году начались испытания первого прототипа модернизированного варианта Су-24М (Т-6М-22), а в конце того же года были начаты совместные госиспыта-ния новоймодификации.Окончательно войсковые испытания самолет прошел в 1984-1985 годах. Главными отличиями Су-24М стали усовершенствованное БРЭО (модернизированная прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр» с лазерно-телевизионной прицельной системой «Кайра», станцией целеуказания «Фантасмагория» в подвесном контейнере и пр.), расширенный комплекс вооружения (правда, несколько в ущерб массе и некоторым параметрам летных характеристик машины), а также наличие системы дозаправки топливом в полете и современного комплекса самообороны «Карпаты».На экспорт самолет поставлялся под обозначением Су-24МК (с иным БРЭО и без возможности применения ядерного оружия), а для ведения разведки был создан вариант Су-24МР, оснащенный комплексом разведки БКР-1,включавший в свой состав РЛС бокового обзора «Штык», ТВ- и ИК-аппаратуру (например, станция ТВ-разведки «Аист» и ИК-разведки «Зима»), аэрофотоаппараты и прочее оборудование внутри фюзеляжа и на внешней подвеске. Вооружение сокращенного состава—две УР Р-бО/бОМ.Всего было выпущено около 1400 Су-24 всех модификаций, в 2000-х годах была начата их модернизация по стандарту Су-24М2 (новое БРЭО, усовершенствован состав подвесного вооружения и оборудования и пр.). Модернизированные самолеты получил и Алжир (Су-24МК2).