Самолет Су-17

В развитие самолетов Су-7 специалистами ОКБ П.О. Сухого было принято решение создавать новый истребитель-бомбардировщик, рост боевых возможностей которого должно было обеспечить применение крыла изменяемой стреловидности. Прототип нового самолета был построен из серийных Су-7БМ и Су-7БКЛ и получил название Су-7ИГ (С-22И). Первый его полет состоялся 2 августа 1966 года (самолет пилотировал летчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин), а в июле следующего года самолет под обозначением Су-7ИГ был продемонстрирован во время воздушного парада в Москве. На вооружение новый истребитель-бомбардировщик был принят в 1970 году под обозначением Су-17. Примечательно, что западные аналитики восприняли показанный на параде самолет не как прототип серийного, а как «чисто» экспериментальный.

Следом за опытным самолетом последовали пред-серийные Су-17 (обозначение ОКБ  С-32), которыми вооружили две эскадрильи. Самолеты оснащались ТРД АЛ-7Ф1-250 и отличались удлиненной носовой частью фюзеляжа и большим гаргротом от кабины до киля, но сохранили внешние кабель-каналы и контейнер тормозного парашюта, как на Су-7БКЛ/БМК. Подвижная часть фонаря открывалась поворотом назад-вверх. Су-17 оснащался новыми навигационной и посадочной системами, которые могли работать совместно с системой автоматического управления САУ-22, заменившей автопилот АП-28И-2, а пилотскую кабину оборудовали модернизированным катапультным креслом КС-4-С32, обеспечивавшим безопасное покидание самолета на скорости 140-1200 км/ч во всем диапазоне высот. Также модифицировали шасси, гребенку антенны самолетного радиоответчика СРО-2М перенесли от ниши передней стойки шасси ближе к входу воздухозаборника, а систему струйной защиты воздухозаборника двигателя от пыли демонтировали. Кроме того, на неподвижной части крыла установили два дополнительных узла подвески вооружения (всего шесть).В1972 году в серийное производство пошел модернизированный вариант Су-17М (С-32М), который оснащался ТРДФ АЛ-21ФЗ тя гой на форсаже 110,32 кН и отличался увеличенным запасом топлива, более совершенным БРЭО и расширенной номенклатурой применяемого вооружения. При этом на левом внутреннем крыльевом пилоне размещался подвесной контейнер для постановки активных ра диоэлектронных помех СПС. Часть машин строилась в варианте разведчика Су-17Р (Су-20Р). На экспорт Су-17М поставлялись под обозначением Су-20 (С-32МК).

Следующей модернизацией стал вариант Су-17М2 (С-32М2), который был облетан в 1974 году, серийно выпускался в 1975-1979 годах и отличался удлиненной на 200 мм носовой частью фюзеляжа, новым составом БРЭО и вновь расширенной номенклатурой бортового вооружения, включая первую отечественную тактическую УР «воздух — РЛС» Х-28 (самолет мог нести одну ракету, а целеуказание для нее выдавала контейнерная станция радиотехнической разведки «Метель-А»). На Су-17М2 установили лазерный дальномер «Фон-1400» и навигационный комплекс КН-23, а также стрелковый прицел АСП-17 и бомбоприцел ПБК-3. Вариант Су-17М2-Д («доработанный») отличался наличием доплеровского измерителя путевой скорости и угла сноса ДИСС-7 и контейнерным размещением аппаратуры управления ракетой Х-23 класса «воздух—поверхность», а вариант Су-17М2Р предназначался для ведения разведки и оснащался подвесным контейнером комплексной разведки ККР-1/54 и станцией постановки активных помех. На экспорт поставлялся Су-17М-2К с измененным составом оборудования и вооружения.

Су-17МЗ дальнейшее развитие Су-17М2, самолет получил новое прицельное оборудование (например, лазерный дальномер заменили на лазерную станцию подсвета целей «Клен-ПС», а комбинированный прицел был скомплексирован с пилотажно-навигационным оборудованием и обеспечивал стрельбу из пушек, пуск НАР и восемь режимов бомбометания) и увеличенный запас топлива (плюс возможность подвески до четырех ПТБ). Бомбовая нагрузка выросла до 4000 кг. С1978 года на самолетах ставился подфюзеляжный гребень, а законцовка киля имела увеличенную площадь. Выпускался серийно с 1976 года по 1981 год (на вооружение принят в июле 1981 года), причем с 54-й серии  под обозначением Су-17МЗП (мог применять ракеты Х-27ПС, Х-25МП и Х-58У). Имелся также разведчик Су-17МЗР, а на экспорт поставлялся Су-22МЗК.

Учебно-боевые варианты включали Су-17УМ с БРЭО по типу Су-17М2 (серийный выпуск в 1976-1978 годах) и Су-17УМЗ с БРЭО по типу Су-17МЗ, удлиненной закон-цовкой киля и подфюзеляж-ным гребнем (выпускался с 1978 года), которые поставлялись на экспорт под обозначениями Су-22УМ, Су-22УМЗ и Су-22УМЗК (вариант с двигателем АЛ-21Ф-3), отличавшиеся упрощенным составом БРЭО и сокращенным составом вооружения.Су-17М4  модернизированный варианте новым БРЭО (включая бортовую ЭВМ и прицельно-навигационный комплекс ПрНК-54), нерегулируемым воздухозаборником и рядом конструктивных изменений в фюзеляже. Прототип изготовлен в 1980 году, облетан в июне того же года, а серийный выпуск осуществлялся в 1981 —1990 годах. На экспорт поставлялся под обозначением Су-22М-4 с сокращенным составом БРЭО и вооружения.Совокупный выпуск самолетов семейства Су-17 составил более 2800 машин. Кроме СССР они поступали в разных модификациях на вооружение Афганистана, Алжира, Анголы, Венгрии, Вьетнама, ГДР, Египта, Ирака, Йемена, КНДР, Ливии, Перу, Польши, Сирии и ЧССР.