Самолет Shenyang J-8 «Finback»

В 1964 году китайские ВВС выпустили техническое задание на новый истребитель, превосходящий по своим характеристикам Chengdu J-7  китайский вариант МиГ-21. В результате был создан самолет J-8 «Finback».Первый из двух прототипов J-8, оснащенный двумя ТРД WP-7B, поднялся в воздух 5 июля 1969 года. Влияние политических потрясений и нехватка квалифицированных кадров привели к тому, что самолет был сертифицирован в Китае лишь десять лет спустя — в июле 1979 года.Истребитель J-8 был оснащен радиодальномером, что ограничивало его применение лишь дневными условиями. Вооружение состояло из пары 30-мм пушек Туре 30 и четырех ракет «воздух—воздух» малой дальности PL-2 или PL-5 на пилонах под крылом.


Появившийся в 1984 году J-8I «Finback-А» был уже всепогодной модификацией, оснащенной РЛС управления огнем Sichuan SR-4. Его вооружение состояло из одной 23-мм пушки Туре 23-3, а в качестве альтернативы ракетам он мог нести блоки НАР. Построили три прототипа J-8I, второй из которых поднялся в воздух 24 апреля 1981 года. Серийное производство J-8I было начато в июле 1985 года, но до его остановки в 1987 году успели построить лишь небольшое количество самолетов. Всего на вооружение китайских ВВС поступило чуть больше 100 самолетов этого типа (включая несколько доработанных J-8). J-8R являлся разведывательным вариантом J-8I с оборудованием, размещавшимся в контейнере под фюзеляжем.

К началу 1980-х годов было ясно, что J-8 уступает большинству современных западных истребителей, и в мае 1981 года были начаты работы над вариантом J-8II «Finback-В» (J-8B).Основные изменения включали использование форсированных двигателей и замену двумя боковыми воздухозаборниками одного носового, на месте которого был установлен обтекатель импульсно-допле-ровской РЛС Туре 208 или KU-1. Первый из четырех прототипов J-8II взлетел 12 июня 1984 года, а в октябре 1988 года было принято решение о начале его производства. Серийные самолеты начали поступать на вооружение в 1990 году.В ноябре 1989 года появился усовершенствованный вариант Block 02  потепление в отношениях между США и Китаем позволило подключить к модернизации J-8II фирму «Grumman Aerospace».На самолет предполагалось установить американское БРЭО, включая РЛС Westinghouse APG-66. Но после событий на площади Тяньаньмэнь американская помощь была приостановлена.

Следующим вариантом стал J-8III «Finback-С» (J-8C), оснащенный израильской системой управления огнем Elta EL/M-2034, а также многофункциональными дисплеями в кабине. Было построено только два самолета.Еще один вариант, J-8D «Finback-В Mod», оснащенный неубирающейся заправочной штангой, был создан в середине 1990-х годов. Около 30 таких самолетов, полученных путем доработки J-8B, поступили на вооружение авиации ВМС Китая. 1 апреля 2001 года J-8II морской авиации Китая (PLAN) столкнулся с разведчиком ЕР-ЗЕ ВМС США в районе острова Хайнань, что привело к дипломатическим осложнениям между двумя странами. Среди других вариантов J-8 можно упомянуть J-8H, способный нести противо-радиолокационную ракету YJ-91, и всепогодный перехватчик J-8F. Согласно китайским источникам, было построено от 240 до 360 самолетов J-8. Несмотря на появление Су-27 российского и китайского производства, J-8 будет пока оставаться на вооружении ВВС и ВМС Китая.Хотя J-8 второго поколения имели ограниченные ударные возможности, они в основном использовались как перехватчики. По мере появления новых истребителей ставшие лишними J-8 используются в Шеньяне для различных испытаний  на них отрабатываются новые системы вооружения и БРЭО. В начале 2013 года на вооружении ВВС и ВМФ Китая состояло около 150 J-8.