Самолет Shenyang J-6

В конце 1950-х годов китайская авиапромышленность приступила к освоению сверхзвукового истребителя МиГ-19. Под обозначением J-6 в Шеньяне и Наньчане были выпущены малые серии МиГ-19П и МиГ-19ПМ. Первый самолет китайской сборки (из советских комплектующих) взлетел 17 декабря 1958 года, а 30 сентября 1959 года в воздух поднялся истребитель, полностью изготовленный в Китае .Проведение политики «Большого скачка» привело к задержкам с развертыванием серийного производства, и истребители начали поступать на вооружение в заметном количестве лишь в 1964-1965 годах. Последовавшие политические события «Культурной революции» стали еще одной причиной задержки освоения машины, но к 1973 году ситуация улучшилась настолько, что появилась возможность разработки новых вариантов.

Одним из самых важных считался вариант дневного истребителя J-6III, совершивший первый полет 6 августа 1969 года. Он был быстрее, с большей скороподъемностью и лучшей маневренностью, чем базовый J-6, но страдал от неважной управляемости. Самолет пришлось вернуть на завод, где он подвергался доработкам на протяжении четырех лет.Более удачным оказался J-6C, подвергшийся гораздо меньшим переделкам по сравнению с МиГ-19. В Гуйчжоу был создан последний вариант, всепогодный J-6A, оснащенный мощной РЛС и способный нести ракеты PL-2 («Вымпел»К 13).Выполненный в стиле 1950-х годов, J-6 продолжал выпускаться и в 1980-х, и к тому времени было построено около 3000 машин, большая часть из которых была поставлена китайским ВВС. В 1980-х годах J-6 оставался самым массовым самолетом ВВС Китая, а его служба в боевых подразделениях продолжалась до середины 2000-х годов. Многие из этих машин ныне переделаны в самолеты-мишени.

J-6 в заметных количествах экспортировались в Албанию, Бангладеш, Вьетнам, Египет, Замбию, Иран, Ирак, Камбоджу, Пакистан, Северную Корею, Сомали, Судан и Танзанию. В настоящее время самый многочисленный парк этих машин, вероятно, эксплуатирует Иран. Многие страны использовали свои J-6 как в крупных военных конфликтах (включая Вьетнам,индо-пакистанские войны и войну между Ираном и Ираком), так и в мелких стычках в Юго-Во-сточной Азии и Африке.Крупнейшим зарубежным покупателем этих самолетов стал Пакистан, использовавший их до 2002 года. Самолеты получили множество доработок, включая установку катапультного кресла Martin-Baker Mk 10L класса «ноль-ноль», возможность использовать ракеты AIM-9 Sidewinder и новое бортовое оборудование.

В Китае, в Шеньяне, был построен двухместный учебный JJ-6 (по решаемым задачам аналогичный МиГ-19УТИ),совершивший первый полет 6 ноября 1970 года. Созданный на базе планера J-6C, китайский учебный самолет значительно отличался от советского оригинала. Фюзеляж был удлинен перед крылом на 84 см, а установленная в корневой части крыла пушка НР-23 демонтирована, чтобы обеспечить дополнительный запас топлива.В общей сложности было выпущено 634 самолета JJ-6, многие из которых пошли на экспорт под обозначением FT-6 и использовались для подготовки пилотов для истребителей F-6 и штурмовиков Q/A-5 «Fantan».В 2013 году JJ-6 и FT-6 продолжают эксплуатироваться в Китае, Бангладеш, Иране и Пакистане.