Самолет Shaanxi Y-8

Чтобы удовлетворить потребности ВВС Китая (PLAAF) в больших военнотранспортных самолетах, в 1960 году было принято решение о получении лицензии на Ан-12БП («Cub-А»),Но полный комплект заводской документации был получен лишь в феврале 1972 года. Для производства самолета Y8 (Yunshuji-8  Транспортный самолет 8) был выбран завод в провинции Шаньси в Центральном Китае. В НАТО самолет сохранил такое же обозначение, как и его советский «родственник» «СиЬ».Прототип Y-8 совершил первый полет 25 декабря 1974 года, но сертифицировали машину лишь в феврале 1980 года. Хотя первые серийные самолеты внешне не отличались от Ан-12, вскоре ввели новую носовую часть по типу используемой на Ту-1 б, увеличившую длину фюзеляжа на 0,9 м.Первым вариантом самолета стал военно-транс-портный Y8A, поставки которого подразделениям PLAAF начались в 1987 году. Не имевший гермокабины Y8B был первым гражданским вариантом и поступил в эксплуатацию в 1993 году.

 


Вариант Y8C был разработан при технической поддержке фирмы «Lockheed»,производителя аналогичного по назначению С-130 Hercules, и отличался герметичной кабиной. Прототип, переделанный из Y8A, взлетел 17 декабря 1990 года. Экспортный военный вариант Y8D отличался otY8C авионикой фирм «Litton» и «Collins». Он взлетел в 1987 году, а в 1992 году на смену ему пришел вариант Y8DII. Но было построено всего восемь машин этих двух модификаций, проданных Мьянме, Шри-Ланке и Судану. Носитель беспилотных мишеней Y8E был создан для замены в китайских ВВС устаревших Ту-4.

Варианты Y-8F-100, -200, -300 и -400 являлись дальнейшим развитием коммерческих версий самолета, отличаясь более мощными двигателями и усовершенствованной авионикой. Последний вариант, Y8F-600, был попыткой радикальной модернизации машины. Он стал первым самолетом Y8, получившим двухместную современную «стеклянную» кабину экипажа и новую силовую установку с ТВД PW150В мощностью по 5070 э. л. с. (3781 кВт). Кроме того, на нем установлены шестилопастные винты «Dowty» с саблевидными лопастями, подобными использующимся на C-130J. Как и С-130 Hercules, Y-8 стал основой для создания многочисленных специализированных модификаций. На его базе были разработаны несколько вариантов самолетов ДРЛО. Y-8F-600 стал базой для самолета ДРЛО Y8J с большим буль-бообразным обтекателем в носовой части, как у американского Boeing Е-18. Еще один вариант ДРЛО, KJ-200 (иногда используется обозначение Y8W), получил РЛС в продолговатом обтекателе над фюзеляжем (известном как «Balance Beam») по типу используемого на Saab 340 Erieye. Вариант ДРЛО с «тарелкой» антенны был создан на базе Y8F-400, а вариант Y-8J оснащен британской РЛС GEC-Marconi Argus-2000 под обтекателем в носовой части. Пакистан получил три самолета ZDK-03. Созданный на 6a3eY-8F-600, этот вариант ДРЛО оснащен РЛС с фазированной антенной решеткой.

Также существуют многочисленные варианты самолетов для радиоэлектронной разведки и РЭБ с большим количеством антенн и обтекателей различной аппаратуры и датчиков. Среди них самолеты Y-8CA, Y-8CB, Y-8DZ и Y-8JB (Elint).Были созданы два варианта воздушных командных пунктов  Y-8G и Y-8T (также используется для наблюдения за районом боевых действий).В число морских вариантов входят патрульный самолет Y-8X (с поисковой РЛС Litton Canada AN/APS-504(V) и другой западной авионикой) и противолодочный Y-8Q. Наконец, можно упомянуть такие варианты как Y-8XZ для ведения психологической войны, Y-8F для перевозки животных (способен вместить 350 коз или овец), Y-8H для аэрофотосъемки, Y-8 для геофизических исследований с магнитометром в хвостовой балке и Y-8U для отработки системы дозаправки.Используя в качестве базы Y-8F, предприятие «Shaanxi» разработало новый вариант с увеличенной дальностью и полезной нагрузкой, получивший обозначение Y-9.