Самолет Saab JAS 39 Gripen

К началу 1980 года шведскому военно-политическому руководству стало ясно, что если Швеция намерена сохранить национальную промышленность для самостоятельного создания современных боевых самолетов, то в ближайшее время надо приступать к проектированию нового самолета  на замену Saab Viggen.При этом правительство Швеции потребовало, чтобы стоимость нового самолета не была дороже стоимости Viggen, а масса машины  значительно меньше предшественника, но чтобы при этом он должен иметь более высокие летно-технические характеристики и боевой потенциал.Также новый самолет должен был нести большую боевую нагрузку, решать задачи истребителя-перехватчика, но в случае необходимости  иметь возможность решать ударные и разведывательные задачи, так что его причислили к классу JAS («Jakt, Attak & Spanning», то есть «истребитель, ударный и разведывательный самолет»).


В группу разработчиков вошли компании «Saab», «Volvo Flygmotor», «Ericsson» и «FFV».Вскоре «Saab» приступила к разработке базового проекта JAS 39 Gripen  одноместного однодвигательного боевого самолета, выполненного по схеме «утка», оснащенного цифровой электродистан-ционной системой управления и имеющего нормальную взлетную массу 8000 кг. В качестве силовой установки выбрали двигатель General Electric F404J в варианте, который в Швеции получил обозначение RM12 и был создан при участии «Volvo Flygmotor» (ныне «Volvo Aero»). Двигатель оснащался новой форсажной камерой, разработанной совместно «Volvo» и «General Electric», и не имел реверсера тяги, но это компенсировалось наличием цельноповоротного переднего горизонтального оперения  оно могло поворачиваться вниз почти на 90°, играя роль воздушного тормоза.

Разработка РЛС для новой машины была поручена «Ericsson», которая в итоге предложила многорежимную импульсно-доплеров-скую РЛС PS-046 (затем PS-05). Другими отличительными особенностями нового самолета стали: органы управления, скомпонованные по принципу HOTAS, приборное оборудование кабины с тремя многофункциональными индикаторами на приборной доске Ericsson ЕР 17 и широкоугольный голографический индикатор на лобовом стекле Kaiser, на который также выводились данные с ИК-станции переднего обзора, размещенной под правым воздухозаборником для решения задач разведки и наведения средств поражения.В июне 1982 года были подписаны контракты на проектирование и постройку пяти прототипов и 30 одноместных JAS 39А первой серийной партии, с опционом еще на 110 машин.Первый прототип был облетан 9 декабря 1988 года, но из-за проблем, возникших с работой системы управления полетом, он был потерян 2 февраля 1989 года, что вызвало 15-месячную задержку с реализацией программы. Второй прототип поднялся в воздух 4 мая 1990 года.

В июне 1992 года консорциум разработчиков (IG JAS) получил контракт на постройку второй партии в 110 самолетов, включая 14 двухместных JAS 39В, которые получили программное обеспечение системы управления полетом разработки американской «Lockheed Martin». Учебные самолеты сохраняли полностью боевые возможности и могли применять оружие, как и JAS 39А. Двухместный вариант отличался от одноместного удлиненным фюзеляжем, позволившим вместить вторую кабину, в целом идентичную первой (в ней только не было индикатора на лобовом стекле), сокращенным запасом топлива и отсутствием встроенного пушечного вооружения.Первый JAS 39В поднялся в воздух в 1996 году, а серийные поставки начаты в 1998 году. В июне1993    года ВВС Швеции был передан второй серийный самолет. 18 августа 1993 года, однако, во время показательного полета над Стокгольмом разбился первый серийный JAS 39А  разработчику пришлось вновь заняться доработкой системы управления полетом.Авиакрыло F7 получило свои первые JAS 39А в мае1994 года для начальной подготовки летчиков, а в октябре 1995 года оно приступило к полномасштабному перевооружению на новую машину. Состояния начальной оперативной готовности подразделение достигло в 1996 году.

18 ноября 1998 года ЮАР стала первым зарубежным заказчиком нового самолета, разместив заказ на 28 самолетов для замены устаревших Cheetah С/D. В рамках НАТО поставки самолетов были осуществлены  в форме лизинга  в Чехию (16 самолетов) и Венгрию (14 самолетов). Причем Чехия стала первым зарубежным эксплуатантом Gripen, получив свои самолеты в 2004-2005 годах. В результате модернизации базового самолета  для обеспечения взаимодействий в рамках НАТО и расширения номенклатуры применяемого вооружения  появилась модификация JAS 39С и ее двухместный вариант JAS 39D, которые и поставлялись в Чехию и Венгрию.Следующим заказчиком Gripen стали Королевские ВВС Таиланда  общий заказ составил 30 Gripen С/D. Еще два шведских двухместных Gripen передали в аренду британской школе летчиков-испытателей.В 2008 году шведские специалисты продемонстрировали новый опытный самолет  демонстратор технологий, созданный по программе перспективного боевого самолета Gripen NG. Швейцария стала стартовым заказчиком новой боевой машины, разместив в 2011 году заказ на 22 самолета. Первый из них должен быть передан в 2018 году.