Самолет S-3 Viking

 

 


Начиная с 1974 года, S-3 Viking был основным противолодочным самолетом корабельного базирования ВМС США, а затем стал решать более широкий круг задач  борьба с кораблями и дозаправка топливом. Самолет S-3 Viking верой и правдой служил ВМС США с 1970-х по начало 1990-х годов, но и после окончания холодной войны он не ушел в отставку. Самолет создавался под требования ВМС США от 1964 года к перспективному противолодочному самолету корабельного базирования (программа VSX); первая опытная машина, YS-3A, поднялась в воздух 21 января 1972 года с аэродрома завода компании в Палмдейл, штат Калифорния (всего построено 8 опытных машин). S-3 конструктивно представлял собой двухдвигательный реактивный самолет с высокорасположенным складывающимся крылом, убирающимся трехопорным шасси и герметизированной кабиной на четырех человек (пилот, второй пилот, тактический координатор и оператор гидроакустического оборудования).

В соответствии с подписанным в 1969 году контрактом компания «Lockheed» осуществляла выпуск Viking в кооперации с компанией «Vought», которая собирала крыло, хвостовое оперение, шасси и мотогондолы.
Первые серийные S-3A оснащались БЦВМ Univac AN/AYK-10, РЛС Texas Instruments AN/APS-116 и ИК-системой переднего обзора Texas Instruments OR-89. Основу целевого противолодочного оборудования самолета составлял обнаружитель магнитных аномалий Texas Instruments AN/ASQ-81, датчики которого были размещены в выдвижной штанге. Кроме того, S-3A нес 60 радиогидроакустиче-ских буев (РГБ) в хвостовой части фюзеляжа, а в фюзеляжном отсеке и на подкрыльевых пилонах могли подвешиваться обычные и глубинные бомбы, а также торпеды.

Первый S-3A Viking в феврале 1974 года поступил в 41-ю противолодочную эскадрилью «Shamrocks» (Норт-Айленд, штат Калифорния), но первой состояния полной оперативной готовности в авиации ВМС  в июле 1974 года  достигла 21-я эскадрилья «Fighting Redtails», дислоцированная на авиабазе Норт-Айленд. «Lockheed» построила всего 179 серийных S-3A, поставки завершились в августе 1978 года. Модернизированный вариант S-3B появился в результате программы, начатой в 1981 году. Планер и силовая установка остались те же, усовершенствованию подверглась система обработки данных от гидроакустических средств, плюс на самолет установили модернизированные РЛС, системы РЭБ и приема сигналов от РГБ, а также обеспечили возможность применения ПКР AGM-84 Harpoon. В целом идентичный внешне предшественнику, S-3B может быть идентифицирован за счет наличия небольшого автомата отстрела дипольных отражателей и ИК-ловушек, установленного в хвостовой части фюзеляжа.К началу 1990-х годов почти все остававшиеся в строю S-3A силами флотских специалистов были модернизированы до стандарта S-3B.


Седьмой YS-3A был переоборудован в транспортный самолет обеспечения авианосцев US-3A, призванный заменить поршневой Grumman С-1 Trader. Первый полет US-ЗА совершил 2 июля 1976 года. В транспортные US-3A были переоборудованы шесть Viking, с них демонтировали все противолодочное оборудование и вооружение. Машины использу-
ются совместно с Grumman С-2А Greyhound. «Lockheed» переоборудовала пятый опытный YS-3A для испытания в варианте воздушного танкера KS-3A. Впрочем, полноценный танкер в производство так и не поступил, во «временные» самолеты-заправщики переоборудовали часть Viking, находившихся в строевых частях . Примечательно, что созданные для борьбы с советскими атомными подлодками S-3A/B в операции «Буря в пустыне» применялись в качестве бомбардировщиков против позиций ПВО Ирака и по надводным целям в Персидском заливе.

На вооружение поступили несколько специальных модификации S-3B: Outlaw Viking  самолет загоризонтного целеуказания и управления, оснащенный системой OASIS III; S-3B Gray Wolf  патрульный самолет для контроля прибрежных акваторий и самолет для обнаружения пусков БР типа «Скад», оснащался многорежимной РЛС Norden APG-76, лазерным дальномером, цифровой ТВ-системой и ИК-системой обнаружения; Огса  один самолет, предназначенный для испытаний нового противолодочного оборудования (например, Interim Extended Echo Ranger) с РЛС с синтезированной апертурой луча, смонтированной в контейнере под крылом (предполагается, что самолет мог обнаруживать минные поля).

Несколько самолетов Viking использовались в операциях по борьбе с наркотрафиком в Ка-рибском бассейне. Кроме того, самолеты, официально обозначенные Aladdin, а неофициально  «Brown Buoy», осуществляли постановку акустических (сейсмических) датчиков в Боснии. После холодной войны S-3 получили новые задачи  борьба с надводными целями и оказание непосредственной воздушной поддержки, а после списания флотских KA-6D, А-6Е и ES-3A Shadow они стали единственными самолетами корабельного базирования, обеспечивающими дозаправку других самолетов топливом в воздухе. В 1998 году с оставшихся в строю 114 самолетов S-3B официально сняли противолодочные задачи, а к 2009 году ВМС США расформировали последнее подразделение воздушных танкеров S-3B. В 2011 году в ВМС США оставалось пять S-3B, которые использовались для обеспечения полигонных испытаний, а один самолет использовало НАСА.