Самолет Rockwell В-1

Начавшиеся в 1962 году исследования привели в 1965 году к формулировке технического задания на создание нового бомбардировщика (Advanced Manned Strategic Aircraft), которому предстояло стать важнейшей компонентой стратегической ядерной триады США. Работы по данной программе в дальнейшем привели к принятию на вооружение ВВС США в 1985 году самолета Rockwell В-1 В Lancer.


Работы по программе сильно затянулись, только в 1970 году самолет В-1 А объявили победителем конкурса на новый стратегический бомбардировщик.Первый из четырех прототипов В-1 А выполнил первый полет 23 декабря 1974 года. В то время Стратегическое авиационное командование (SAC) ВВС США рассчитывало закупить 250 таких самолетов для замены В-52, однако из-за оппозиции в Конгрессе и прихода к власти новой администрации заказ сильно сократили.В июне 1977 года президент США Джимми Картер объявил о продолжении испытаний четвертого прототипа как чистоэкспериментальной программы и о том, что в серийное производство самолет передаваться не будет.

В 1981 году политический климат с приходом в Белый Дом президента Рональда Рейгана сильно изменился. Рейган занял в отношении СССР гораздо более жесткую, чем его предшественник, позицию. Среди основных получателей финансирования стало и SAC, проинформированное в сентябре 1981 года о принятии в близком будущем на вооружение нового бомбардировщика в варианте В-1 В.Фюзеляж самолета плавно сопряжен с крылом, консоли которого выполнены поворотными. В положении максимальной стреловидности части консолей крыла убираются в фюзеляж. Четыре ТРДДФ General Electric F101 установлены попарно в районе центра тяжести самолета, ниже и за поворотными шарнирами крыла. Такое расположение силовой установки способствует повышению устойчивости самолета при полете вблизи земли, где потоки воздуха почти всегда турбулентны.

Крыло для повышения взлетно-посадочных характеристик оснащено развитой механизацией. При необходимости, в угрожаемый период, В-1 В предполагалось рассредотачивать на передовых аэродромах, не все из которых имели качественные ВПП.По абсолютным характеристикам В-1 В уступает В-1 А, причиной чему являлись исключительно финансовые ограничения.В ходе проектирования В-1 В усилили шасси, предусмотрели подвижную перегородку отсека вооружения, за счет чего удалось расширить ассортимент боевой нагрузки или подвешивать в отсеке дополнительный топливный бак, кроме того, баки и вооружение стало возможным подвешивать на внешних пилонах.Маловысотный высокоскоростной самолет, способный самостоятельно преодолевать сильную ПВО, априори должен был оснащаться совершенным бортовым комплексом обороны (БКО), включающим станции постановки помех, приемники предупреждения об облучении, тепловые ловушки, и быть малозаметным для РЛС противника. Эффективная поверхность рассеивания В-1 В минимум на порядок меньше, чем у В-52 при сопоставимых размерах.

Экипаж В-1 В состоит из четырех человек: командира, второго пилота, оператора наступательных систем и оператора БКО. Командир и второй пилот размещены в передней кабине бок о бок, места операторов расположены в задней кабине также бок о бок. Все члены экипажа размещаются на катапультных креслах класса «0-0» Weber ACES II.За разработку большинства наступательного оборудования отвечала компания «Boeing». Ядром наступательного комплекса является многорежимная РЛС Westing house (ныне Northrop Grumman) APQ-164, разработанная на основе РЛС APG-66 истребителя F-16.Оборонительные системы интегрированы в никогда не отличавшийся высокой надежностью бортовой комплекс Eaton (ныне Lockheed Martin) ALQ-161; эта аппаратура всегда была главной при модернизациях самолета Lancer.

Первый серийный бомбардировщик 8-1В поднялся в воздух 18 октября 1984 года, 27 июля 1985 года он прибыл на авиабазу Оффут, Небраска. Состояния первоначальной боеготовности В-1 В достигли в 1986 году. Вскоре бомбардировщиками вооружили четыре стратегических авиакрыла. 100-й и последний самолет был передан SAC в мае 1988 года.
Начало карьеры В-1 В получилось противоречивым и даже скандальным из-за ненадежной работы бортовых систем.и нескольких получивших широкий резонанс катастроф. В-1 В предназначался для нанесения ударов ядерными боеприпасами, мог нести свободнопадающие водородные бомбы и крылатые ракеты с атомными боевыми частями, которые подвешивались в трех внутренних отсеках вооружения на дер жателях револьверного типа. С 1995 года В-1 В нести ядерное оружие не могут.

В рамках программы CMUP (Conventional Mission Upgrade Program) В-1 В неоднократно модернизировался. Главной целью доработок являлось повышение эффективности авиационного комплекса в части использования обычных, неядерных, средств поражения. В ходе доработок Block А, В и С внедрили шину данных MIL-1760, обеспечившую использование обычных бомб, улучшили работоспособность РЛС в режиме синтезированной апертуры. В декабре 1996 год компания «Rockwell» объединилась с «Integrated Defense System», отделением «Boeing», после чего всеми работами по В-1 В руководила «Boeing».

Впервые В-1 В в бою были использованы в 1998 году в операции «Desert Fox»  серии налетов на Ирак. В-1 В наносили удары обычными бомбами Мк82 калибра 227 кг.Следующий раз В-1 В были использованы в апреле 1999 года на Балканах. Четыре самолета из 28-го бомбардировочного авиакрыла снова нанесли удары бомбами Мк 82.Доработка в рамках Block D позволила использовать с В-1 В «почти высокоточное» оружие  JDAM. Комбинация В-1 B/JDAM широко применялась в 2001 году в Афганистане и в 2003 году в Ираке.Модернизированные по программе Block Е самолеты способны применять AGM-154 Joint Standoff Weapon (JSOW) и AGM-158 JASSM (Joint Air to Surface Standoff Munition).В 2011 году В-1 В принимали участие в ливийском конфликте. Состоящие на вооружении В-1 В проходят модернизацию, в ходе которой на них монтируется оборудование Boeing Integrated Battle Station с новым интерфейсом и цветными многофункциональными кабинными индикаторами.