Самолет разведки PR.Mk 9



Первый серийный PR.Mk 9 (ХНІ29) собрали на заводе компании «Short» в июле 1958 года. Новый самолет отличался модернизированным крылом, системой управления с гидроусилителями и двигателями большей тяги. Практический потолок возрос до 21 336 м. Размах крыла увеличили на 1,65 м, а длина хорды внутренних, между фюзеляжем и мотогондолами, секций крыла возросла на 0,94 м. На PR.Mk 9 были установлены ТРД RA.24 Avon Mk 206 на 11,34 кН большей тяги, чем двигатели варианта PR.Mk 7. Центральная и хвостовая части фюзеляжа остались почти как у PR.Mk 7, а носовую часть удлинили по типу фюзеляжа B.Mk 8 и изменили для лучшего обзора остекление кабины летчика.


За счет удлинения фюзеляжа на варианте PR.Mk 9 стало возможным установить большее количество оборудования в сравнении с более ранними вариантами PR. Отсеки для фотоаппаратуры расположены перед и за бомбоотсеком. Сам бомбоотсек доработали под установку топливного бака, подвески осветительных бомб и ракет. Для полетов на больших высотах на PR.Mk 9 установили улучшенные системы герметизации и кондиционирования, автопилот, улучшенную навигационную аппаратуру, доработали электросистему. Вариант PR.Mk 9 оснащен установленным в носовом конусе фотоаппаратом F95, ось объектива которого отклонена вниз от продольной оси самолета на 10°. В кабине штурмана установлен фотоаппарат F95 Mk 2 для панорамной съемки, развернутый в сторону левого борта и отклоненный вниз на 15°. Фотоаппарат комплектовался объективами с фокусным расстоянием 102 мм или 305 мм.

За крылом в заднем отсеке установлены два панорамных АФА F96 (для съемки по левому и правому бортам), эти фотоаппараты комплектовались объективами с фокусным расстоянием 610 мм или 1220 мм, их углы наклона — от 13° до 18°25Существовал и другой вариант установки фотоаппаратов  в передней части фотоотсека можно было почти вертикально установить пару камер F96 (с фокусным расстоянием 610 мм или 1220 мм) и один вертикальный аппарат F96 (в задней части) для плановой съемки со 152-мм или 305-мм объективом. В состав специального оборудования входят также смонтированный под носовой частью видоискатель и разведывательная ИК-система линейного сканирования ARI5969/3 под фюзеляжем, позволяющие с малых высот выполнять съемку с высоким разрешением как днем, так и ночью.

На закате карьеры основу разведывательного оборудования самолета Canberra составляли пленочные фотокамеры с различными объективами. От исходного оборудования сохранились три камеры F95, одна в носовой части фюзеляжа и по одной для панорамной съемки с каждого борта. В камерах использовалась 70-мм пленка. Еще одной «реликвией» являлось ИК-оборудование, размещенное в отсеке для осветительных ракет. Инфракрасное изображение записывалось на пленку, как кинофильм. Данная фото- и ИК-аппаратура обладала ограниченной военной эффективностью, но дополнительная информация от нее могла быть полезной при обработке данных от более современного разведобору-дования. Камеры F95 также широко применялись в тренировочных полетах на малой высоте.

Многоцелевыми являлись фотокамеры F96 с размером кадра 230x230 мм, обычно комплектовавшиеся объективом с фокусным расстоянием 610 мм. Две такие камеры монтировалось почти вертикально в переднем фотоотсеке, но чаще ставили одну камеру PFO (Port-Facing Oblique) с 610-мм объективом. Реже использовались длиннофокусные плановые камеры System 3 с большей, чем у F96 разрешающей способностью.Но основой всей фотоаппаратуры разведчика Canberra был комплект Zeiss RMK с одним фотоаппаратом (фокусное расстояние объектива 152 или 305 мм), с размером кадра 228x228 мм (9x9 дюймов). Zeiss RMK монтировался в заднем отсеке вертикально. Позже на смену чрезвычайно эффективному Zeiss пришла плановая фотокамера F49 Mk IV.39-й эскадрилья напрямую командованию НАТО не подчинялась, но являлась важной частью Сил быстрого реагирования, а также выполняла работы в интересах различных британских служб. Чаще всего эскадрилья выполняла задания наивысшего приоритета, порой в одном полете выполнялось несколько заданий, особенно если маршрут для выполнения основной задачи позволял выполнять несколько второстепенных заданий.Планирование выполнения задания осуществлялось согласно принятым в НАТО правилам, особое внимание при прокладке маршрута уделялось наличию вдоль линии пути метеоаэростатов и активности авиации на малых высотах. Приоритетом при планировании маршрута являлись условия фотосъемки, кадры при выполнении съемки старались ориентировать на север. От требуемого масштаба фотоснимков зависела высота фотосъемки. Получателям «конечного продукта», не имевшим преставления о тонкостях процесса аэрофотосъемки, приходилось полагаться на опыт и мастерство экипажей PR.

Задач было много, и они были разными. Большинство полетов выполнялось в интересах правительства или военных на картографирование. По их результатам уточнялись координаты тех или иных объектов, принимались меры по повышению безопасности важных объектов. Полеты с использованием ИК-аппаратуры старались выполнять в нежаркие дни. Регулярно и многократно для получения базы данных фотографировались основные военно-промышленные объекты, информация также использовалась для тренировки офицеров разведки.Выдержку и диафрагму устанавливал штурман. Фотоаппаратура имела устройство для компенсации смазывания изображения  во время съемки пленка «протягивалась» через камеру. Протягивание пленки могло производиться вручную штурманом или автоматически системой Nav Automat. Аппаратура Nav Automat стояла за камерой Zeiss в хвостовой части фюзеляжа и включала три оптических датчика, определявших скорость самолета относительно земли. По информации от датчиков регулировалась и скорость протяжки пленки через камеру.