Самолет-разведчик ТУ-16


Почти три десятилетия различные модификации разведчиков Ту-16 были главной «головной болью» для летчиков ВВС и ВМС стран НАТО. Первым специализированным вариантом Ту-16, который обнаружила разведка НАТО, стал Ту-16Е. Однако это был не разведчик, как предполагали в НАТО, а самолет радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В задней части бомбоотсека размещалась кабина оператора аппаратуры РЭБ и станция постановки помех серии СПС, в передней части остались бомбодержатели, но затем их сменили дополнительные автоматы постановки пассивных помех АСО-16 и/или АПП-22. Часть машин получила станцию РЭБ «Азалия». Всего было выпущено 89 самолетов Ту-16Е, и лишь часть их переоборудовали в самолеты радиотехнической разведки (РТР) Ту-16ЕР.



Самолет-разведчик Ту-16Р создавался путем переоборудования стандартных бомбардировщиков, обладал большой дальностью и продолжительностью полета и предназначался для ведения разведки и выдачи данных целеуказания самолетам ракетоносной авиации. При этом для установки станций РТР в конструкцию серийного бомбардировщика внесли определенные изменения. В частности, добавилась кабина для еще одного оператора спецаппаратуры  гермокабину с катапультируемым вниз креслом разместили в грузовом отсеке самолета. Были также доработаны каркас фюзеляжа, крыло и хвостовое оперение машины. Под крылом Ту- 16Р крепились сигарообразные контейнеры станции РТР СРС-3, в состав раз-ведоборудования входили различные аэрофотоаппараты  четыре окна-люка для них оборудовали в створках бомболюка. Ставились также усовершенствованные ТРД РД-ЗМ. Боевой радиус без дозаправки составлял 2500 км.

На базе Ту-16 был также создан самолет РЭБ Ту-16П, оснащенный системой «Букет» для постановки помех наземным РЛС дальнего обнаружения и наведения и РЛС систем управления ЗРК. Аппаратура станции была установлена в бом-боотсеке  бомбардировочное вооружение и створки люка демонтировались, вместо них ставилась платформа с блоками специальной аппаратуры и обеспечивающим оборудованием, а также  по возможности  станция пассивных помех. Снизу антенны системы «Букет», которой управлял штурман, прикрывал длинный коробообразный обтекатель  главный внешний отличительный признак Ту-16П. В общей сложности данной системой оснастили 91 самолет. В 1972 году часть Ту-16П модернизировали  путем установки системы «Фикус», имевшей более узкую диаграмму направленности луча  пять антенн системы размещались под фюзеляжем под большим радиопрозрачным обтекателем. В отношении Ту-16П проводились и другие мероприятия с целью повышения их боевой эффективности. Модернизация самолетов радио- и радиотехнической разведкиПосле принятия на вооружение ракетоносца Ту-16К-10 возникла необходимость модернизации Ту-16Р. В результате появился вариант Ту- 16РМ-1, создававшийся путем переоборудования Ту-16К-10: с ракетоносца снимали все оборудование и балочный держатель для ракет К-10, а в грузовом отсеке разместили топливный бак на 7000 л. Экипаж  шесть человек, радиус действия без дозаправки  3200 км.

В 1965 году появился самолет морской радиоэлектронной разведки и РЭБ Ту-16РМ-2, созданный на базе Ту-16Р и оснащенный РЛС «Рубин-1» для обнаружения надводных целей на дальности до 240 км и выдачи целеуказания ракетоносцам Ту-16К-16 и Ту-16К-11-16. На самолете демонтировали кабину оператора, носовую пушку АМ-23, оптический прицел и сократили количество аэрофотоаппаратов до двух, а вместо станции СРС-1 применили СРС-4 «Квадрат-2». В бомбоотсеке также разместили топливный бак на 7000 л, а в состав БРЭО вошел доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-1 и комплекс РСБН-2С.В число разведчиков вошел также Ту- 16РР  самолет радиационной разведки, переоборудовавшийся из Ту-16Р и отличавшийся подвесными контейнерами с аппаратурой для забора проб воздуха.После распада СССР самолеты Ту-16 оказались в России, Беларуси и Украине. Последние были списаны в конце 1990-х годов.