Самолет P.Z.L. Mielec 1-22 Iryda


Самолет 1-22 Iryda был спроектирован в 1980-е годы группой конструкторов, возглавляемой Альфредом Бароном. I-22 Iryda предназначался для замены учеб-но-тренировочных самолетов начальной летной подготовки TS-1 1 Iskra и повышенной подготовки LiM-9 (польская разработка на базе МиГ-17), состоявших в те годы на вооружении ВВС Польши.Прототип нового самолета был облетан 5 марта 1985 года, он в целом был схож с самолетом Dassault/Domier Alpha Jet, но был несколько меньше и легче. На первых прототипах 1-22 были установлены двигатели WSK SO-3W22, однако их характеристики оказались неудовлетворительными. На двух последних из пяти построенных опытных машин установили уже двигатели IL К-15 и Rolls-Royce Viper Mk 545, каждый из них имел тягу 14,72 кН. Варианте двигателями К-15 первоначально получил обозначение I-22M-92, но затем варианты самолета с польскими и британскими двигателями получили обозначения I-22M-93K и I-22M-93V, соответственно.


1-22М-93Кбыл полностью оптимизирован под требования ВВС Польши, которые разместили первый заказ на семь самолетов, а вариант I-22M-93V планировался к поставке на экспорт. Но экспортных заказов не последовало.На I-22M-93K установили катапультные кресла Martin-Baker Mk PL10LR класса «0-0», а максимальная масса сбрасываемой полезной нагрузки была доведена до 1800 кг. Первые семь самолетов были поставлены заказчику с тем же БРЭО, что использовалось и на I-22, но для последующих машин планировалось использовать французскую авионику, прошедшую испытания на I-22M-93S (вероятно, этот комплекс авионики мог затем устанавливаться для модернизации и на более ранних машинах).

На базе I-22M-93 были проработаны две модификации: самолет-разведчик I-22M-93R и морской патрульный самолет I-22M-93M. Рассматривалась возможность создания многоцелевого варианта I-22M-95, отличавшегося крылом большего размаха с сверхкритическим профилем. На данную модификацию предполагалось устанавливать одноконтурные ТРД К-15 или Viper Mk 545, либо ТРДД Viper Mk 632 тягой 17,70 кН или Larzac 04-V3 тягой 16,18 кН. В этих вариантах оснащения самолет мог бы брать на борт боевую нагрузку 2500 кг (с ТРД) или 3000 кг (с ТРДД). Самолеты также могли различаться составом авионики и бортового комплекса обороны.Разработчики еще предлагали четыре специализированные модификации: двухместный учебно-боевой самолет I-22M-95T; самолет-разведчик I-22M-95R; морской патрульный/ударный самолет I-22M-95M иего модернизированный вариант, получивший обозначение I-22M-95MS. Рассматривалась возможность разработки одноместного I-22M-97, который предполагалось предлагать заказчику в двух модификациях ударного I-22M-97S и истребителя-бомбардиров-щика I-22M-97MS.

После постройки семи 1-22 компания собрала еще семь I-22M-93K, а затем  в мае 1995 года  выпуск данных машин был прекращен, поскольку планировалось сосредоточить все усилия на варианте I-22M-96, на котором разработчик намеревался уже устранить все недостатки и недоработки, выявленные на I-22M-93K.Был построен один прототип, переоборудованный из ранее выпущенного самолета, и еще один опытный самолет был построен «с нуля». Данные машины облетали 21 декабря 1996 года и 16 августа 1997 года, на них имелись наплывы в корневой части крыла, предкрылки и закрылки Фаулера, более высокий киль и комплекс авионики Sextant Topflight.Однако впоследствии программа I-22M-96 была остановлена  у польских ВВС возникли проблемы с субподрядчиками. В итоге серийных заказов не последовало. Самолеты данного семейства были сняты с вооружения ВВС Польши в середине 1990-х годов.