Самолет Panavia Tornado


Созданный многонациональным западноевропейским консорциумом, Tornado остается одним из основных европейских боевых самолетов. Его ударные, разведывательные и предназначенные для подавления ПВО варианты сыграли важную роль на Балканах, в Ираке и Ливии.  Самолеты британских ВВС продолжают нести службу в основном как дальние перехватчики и сухопутные ударные машины. Также на них возложены задачи борьбы с кораблями (Tornado GR.Mk 1 В) и разведка (Tornado GR.Mk 1 А). В 2001 году британские ВВС начали эксплуатацию GR.Mk 1, модернизированных до стандарта Tornado GR.Mk 4. Эти машины получили новые дисплеи в кабине, совместимые с очками ночного видения и модернизированной системой FUR, расширенный комплекс средств РЭП, а также возможность нести контей-HepTIALD для автономного использования высокоточного оружия. Разведывательные GR.Mk 1А были аналогичным образом доработаны до стандарта GR.Mk 4А.



На начало 2012 года германские Люфтваффе располагали 148 самолетами IDS, включая 31 в стандарте ECR (Electronic Combat and Reconnaissance), вооруженном противорадиолокаци-онными ракетами AGM-88 HARM. Самолеты должны пройти программу модернизации, аналогичную британским машинам, также получив возможность нести контейнер целеуказания Litening и буксируемую противорадиолокационную ловушку.  В состав нового вооружения вошли бомбы с лазерным наведением BLU-109 и GBU-22 Paveway III, тактические крылатые ракеты KEPD 350Taurus и ракеты класса «воздух—воздух» IRIS-T. Пятьдесят самолетов IDS германской морской авиации (Marineflieger) использовались для решения ударных задач, борьбы с кораблями (с ПКР Kormoran), прорыва ПВО (с ракетами HARM) и разведки, но в начале 2000-х годов их передали Люфтваффе после сокращения подразделений Marinefliger.

Итальянские ВВС располагают тремя истребитель-но-бомба рдировочными группами IDS, одна из которых, вооруженная ПКР Kormoran, специализируется на решении противокорабельных задач. Италия доработала 15 самолетов до стандарта IT ECR, оснастив их соответствующим БРЭО и ракетами HARM для подавления ПВО.Оператором Tornado остается и Саудовская Аравия, которая свела оставшиеся из 96 поставленных машин в три подразделения, одно из которых использует 12 Tornado в варианте разведчика.

Tornado ADV (Air Defence Variant) был создан на базе Tornado IDS для удовлетворения потребностей британских ВВС и оптимизирован для дальнего перехвата. Его основными особенностями являются использование РЛС Foxhunter и фюзеляж, удлиненный для подвески в по-луутопленном положении ракет Sky Flash. Переходным Tornado F.Mk 2 вскоре пришли на смену Tornado F.Mk 3. ВВС Великобритании получили первый из 152 серийных F.Mk 3 в 1986 году, и с тех пор эти самолеты прошли несколько модернизаций.

Первый этап включал установку органов управления, выполненных в соответствии с концепцией HOTAS, радиопоглощающих покрытий и автомата сброса ловушек. На втором этапе были расширены возможности бортовой ЭВМ и РЛС и установлена система передачи данных JTIDS. Долгожданный Eurofighter Typhoon был предназначен, прежде всего, для замены F.Mk 3, но в качестве промежуточной меры ВВС Великобритании модернизировали 100 F.Mk3 по программе CSP (Capability Sustainment Programme). Они получили возможность нести ракеты AMRAAM и ASRAAM (хотя и без возможности использования полного потенциала этого оружия), в РЛС был введен