Самолет OV-1O Bronco




В начале 1960-х годов КМП США сформулировал требования к самолету для борьбы с пар^занами (COIN), получившему рабочее название LARA (Light Armed Reconnaissance Airplane).В требованиях также оговаривалась возможность использования самолета в качестве передового авианаводчика и как наблюдательного. Закупкам предшествовал конкурс, где «North American» представила самолет NA-300, который и стал в августе 1964 года победителем. По первому контракту построили семь прототипов, первый из них поднялся в воздух 16 июля 1965 года с двумя ТВД Garrett Т76. По результатам испытаний размах крыла увеличили на 3,05 м, а мотогондолы с ТВД Т76 сместили чуть дальше от фюзеляжа самолета, чтобы снизить уровень шума в кабине. Прототип с крылом увеличенного размаха выполнил первый полет 15 августа 1966 года. На седьмом прототипе использовали альтернативную силовую установку из двух ТВД Pratt & Whitney Canada Т74(военное обозначение ТВД  РТ6А).

Изначально North American (позже Rockwell) OV-Ю Bronco отличался необычной компоновкой: высоко-план двухбалочной схемы с прямым крылом постоянной хорды, стабилизатор с рулем высоты соединял законцовки установленных на балках килей. Два члена экипажа размещались в гондоле-фюзеляже тандемом, фонарь большой площади остекления обеспечивал круговой обзор из кабины. В хвостовой части фюзеляжа оборудовали отсек для перевозки двух раненых на носилках в сопровождении одного санитара или же пяти парашютистов.Вооружение OV-10 включало четыре фиксированных пулемета М60С калибра 7,62 мм, по два пулемета в каждом обтекателе-спонсоне. Под спонсонами монтировалось четыре пилона грузоподъемностью 272 кг каждый, еще один пилон грузоподъемностью 544 кг разместили под фюзеляжем, а два аналогичных  под крылом. Первую партию из 114 самолетов OV-1 ОА заказал КМП США, поставки начались в августе 1967 года. В КМП самолеты использовались для передового авианаведения и для сопровождения вертолетов, а также как легкие вооруженные разведчики. Первыми во Вьетнаме в июле 1968 года появились OV-IOA эскадрильи VMO-2. Самолеты Bronco использовали КМП, ВМС и ВВС США. OV-10 быстро показал свое превосходство над другими самолетами — передовыми авианаводчиками.

Шесть машин, близких к варианту OV-10В, поставили ФРГ, где они эксплуатировались в качестве буксировщиков мишеней. Позже Западная Германия закупила еще 12 OV-10B(Z) с ТРД General Electric J85-GE-4 тягой по 13,12 кН, установленными на пилонах над крылом. На вооружении эти самолеты состояли недолго.

Компания «Rockwell» разработала несколько модификаций Bronco, в целом очень похожих на OV-1 ОА.В 1971-1974 годах 32 самолета OV-ЮС поставили ВВС Таиланда, уцелевшие самолеты Таиланд списал в 2000 году. Венесуэла получила 18 самолетов, снятых с вооружения ВВС США, в апреле 1991 года. Летом 2001 года на вооруженииВВС Венесуэлы еще оставались некоторое количество OV-ЮЕ. Вариант OV-IOF состоит на вооружении ВВС Индонезии. В 1981 году ВВС Марокко получили шесть отремонтированных OV-10А, ранее служивших в КМП США. Дополнительно заказанная партия самолетов для КМП США включала и 24 OV-10А, предназначенных для ВВС Филиппин.

ВВС США, основываясь на опыте войны во Вьетнаме, видели OV-10 должным образом оснащенным, чтобы самолет мог стать идеальным ночным передовым авианаводчиком и легким штурмовиком. Вариант OV-10А был вполне эффективен, но действовать по коммуникациям противника ночью он не мог. В начале 1970-х годов 15 самолетов OV-10А прошли модернизацию по программе ВВС США «Pave Nail». На самолетах установили специальное оборудование, включавшее лазерный дальномер-целеуказатель, приемник системы LORAN и преобразователь координат LORAN. После возвращения из Вьетнама эти OV-ЮА Pave Nail вернули в исходную конфигурацию.В 1970 году два OV-10А доработали в прототипы YOV-IOD NOGS (Night Observation/Gunship System) с расширенными возможностями по работе ночью и в сложных метеоусловиях. Под фюзеляжем с удлиненной носовой частью монтировалась турель с тепловизионной системой обзора передней полусферы и лазерным даль-номером/целеуказателем.

В задней части фюзеляжа снизу смонтировали турель с 20-мм пушкой, под крыло добавили еще два пилона для подвески вооружения.К моменту завершения испытаний этих прототипов США покинули Вьетнам, но в 1974 году ВМС заключили с компанией «Rockwell» контракт на разработку и серийное производство OV-10D. Согласно данному контракту в 1979-1980 годах в вариант OV-IOD NOS (Night Observation Surveillance) доработали 17 OV-10А Корпуса морской пехоты.Самолеты OV-10D применялись против Ирака в ходе операции «Буря в пустыне» 1991 года, два самолета были потеряны в боях. 14 уцелевших машин и 23 OV-10А планировалось модернизировать в единую конфигурацию OV-10D+: усилить конструкцию планера для выполнения взлета и посадки с авианосца, улучшить навигационное оборудование и систему управления вооружением. Сроком завершения модернизации определили конец 1993 года, но план на 1994 год уже предусматривал снятие самолетов с вооружения с передачей части машин гражданским организациям. Несколько самолетов поставили Южной Корее.