Самолет North American В-25 Mitchell


Прототип NA-40 был спроектирован по тактико-техническому заданию авиакорпуса Армии США на перспективный двухмоторный «ударный бомбардировщик». Самолет представлял собой высокоплан с убирающимся трехопорным шасси и экипажем из трех человек. Во время первого полета в январе1939    года опытная машина была оснащена двумя двигателями Pratt & Whitney R-1830-S6C3-G мощностью 1100 л. с., но затем их заменили на Wright GR-2600-A71 Cyclone мощностью 1300л.с. В новом варианте самолет получил обозначение NA-40B и в марте был передан на испытания заказчику. Несмотря на то, что через две недели самолет разбился, результаты испытаний были весьма обнадеживающими, и компания «North American» получила разрешение на продолжение работ по проекту.

Вариант NA-26, появившийся в сентябре 1939 го-да и облетанный в августе1940    года, имел среднерасположенное крыло и более широкий фюзеляж, в закрытой усовершенствованной кабине которого пилот и штурман (второй пилот) располагались плечом к плечу. Самолет оснащался двумя двигателями Wright R-2600-9 Cyclones мощностью по 1700 л. с. В серийном производстве самолет получил обозначение В-25 и был назван Mitchell в честь Уильяма Митчелла, одного из создателей военной авиации США. Первый полет В-25 выполнил в августе 1940 года, а после постройки первых 24 машин обозначение было изменено на В-25А. Новый вариант, строившийся в количестве 40 машин, имел броню и протестированные топливные баки. Оставшиеся самолеты (от первоначального контракта в 120 машин) были построены в варианте В-25В, который отличался наличием надфюзеляжной и подфюзеляжной турелей со спаренными пулеметами. Следующая модификация, В-25С, выпускалась в количестве 1619 экземпляров и оснащалась автопилотом, двигателями R-2600-13 и дополнительными под-крыльевыми бомбодержателями. Затем было построено 2290 экземпляров в целом схожего с В-25С варианта B-25D.

Два самолета В-25С, снятые со сборочной линии, использовались для испытаний противообледе-нительной системы крыла под обозначениями ХВ-25Е (воздушно-тепловая система) и XB-25F (электротеп-ловая). Один экспериментальный самолет XB-25G, вооруженный 75-мм полевым орудием (устанавливалось в носовой части), стал прототипом «противокорабельного» самолета B-25G (построено 405 машин), вооруженного 75-мм орудием М4 и шестью пулеметами. Данные самолеты активно использовались американскими Вооруженными силами на Дальнем Востоке. Еще более тяжеловооруженный вариант В-25Н (1000 самолетов) имел 75-мм орудие и 14, а на более поздних машинах -18 пулеметов калибра 12,7 мм. Последний серийный вариант—B-25J, построено 4390 самолетов (контракт был подписан на 4805 машин) — получил двигатели Wright R-2600-92 и 12 пулеметов калибра 12,7 мм. Десять самолетов разведывательной модификации F-Юбыли переоборудованы из B-25D, а в течение 1943-1944 годов 60 самолетов B-25D, B-25G, В-25С и B-25J были переоборудованы в учебнотренировочные для повышенной летной подготовки и получили обозначение АТ-25А, АТ-25В, АТ-25С и AT-25D, соответственно, а еще чуть позже получили новые обозначения — TB-25D, TB-25G, ТВ-25С и TB-25J, соответственно. Более 600 самолетов последней модификации B-25J были переоборудованы уже после войны, а в течение . 1951 -1954 годов 157 самолетов Mitchell были переоборудованы в «летающие учебные классы» под обозначением ТВ-25К (117 самолетов) и ТВ-25М (40 самолетов) для обучения работе с РЛС управления огнем Hughes Е-1 и Е-5.

Послевоенные модификации включали в себя также учебно-тренировочные самолеты TB-25L и TB-25N для подготовки экипажей многомоторных самолетов  90 и 47 таких машин было построено компанией «Hayes Aircraft Corporation». Кроме того, были построены также транспортные варианты ZB-25C, ZB-25D, ZXB-25E, CB-25J и VB-25J. В общей сложности ВМС и КМП США приобрели 706 самолетов, схожих с B-25J, но имевших обозначения PBJ-1С (50 машин), PBJ-1 D (152), PBJ-1G (1), PBJ-1 Н (248) и PBJ-1 J (255 самолетов).Британские ВВС приобрели 23 самолета В-25В, которые получили обозначение Mitchell Mk I, после чего англичане получили также 432 самолета В-26С и 113 самолетов B-25D  им присвоили обозначение Mitchell Mk II. Следующая партия в 296 самолетов варианта B-25J была обозначена Mitchell Mk III. Самолеты Mitchell использовались также и другими государствами, включая Австралию, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Голландскую Восточную Индию, Индонезию, Канаду, Колумбию, Кубу, Мексику, Перу, Уругвай, Францию, Чили и даже СССР.

Первые поставки в авиакорпус Армии США были выполнены весной 1941 года  первым получателем самолетов стала 17-я бомбардировочная авиагруппа. Самолет из этой группы первым потопил 24 декабря 1941 года японскую подводную лодку. Шестнадцать бомбардировщиков В-25 из этой же группы совершили 18 апреля 1942 года исторический налет на Японские острова — рейд под командованием подполковника Джеймса Дулиттла. Данные самолеты выполнили взлет с авианосца «Хорнет» и нанесли удар по целям в городах Кобе, Нагоя, Токио и Йокогама на расстоянии 1287 км (800 миль), после чего взяли курс на Китай. Многие совершили вынужденные посадки, несколько летчиков погибли или попали в плен. Самолеты Mitchell прошли через всю Вторую мировую войну и продолжали нести службу и в послевоенные годы, особенно в ВВС третьих стран. Последний В-25 из состава ВВС США был списан 21 мая 1960 года.