Самолет-невидимка Lockheed- F-117 Nighthawk

Первым бомбы на противника в операции «Буря в пустыне» сбросили пилоты F-117Д, совершавших вылеты с авиабазы Хамис-Мушаит (Саудовская Аравия). Беспрепятственно проникнув вглубь Ирака, они поразили ключевые объекты противника. Еще до того, как авиация стран коалиции нанесла первые удары по иракским войскам, наиболее важные объекты противника оказались под ударом «самолетов-невидимок» F-117А со сверхсекретной авиабазы Тонопа в Невадской пустыне.

В общей сложности 45 самолетов из трех эскадрилий 37-го тактического истребительного авиакрыла прибыли на авиабазу Хамис-Мушаит в юго-западной части Саудовской Аравии и 17 января 1991 года нанесли первые удары по объек-темы противовоздушной обороны Ирака и систем связи, а также по важным объектам системы военного и государственного управления. «Самолеты-невидимки» таким образом расчистили путь самолетам коалиционных сил, нанесших массированные удары по противнику.

По мере развития операции под бомбы F-l 17А попали и другие важ ные объекты, такие как аэродромы, крупные мосты и ключевые объекты инфраструктуры Багдада. В задачу «самолетов-невидимок» также входило уничтожение бомбардировщиков Ту-16 иракских ВВС.В течение операции «Буря в пустыне» самолеты F-l 17А выполнили 1271 самолето-вылет, треть из которых  на бомбежку Багдада, имевшего сильную систему ПВО, включая около 3000 зенитных артустановок и порядка 60 позиций ЗРК. Самолеты сбросили на позиции противника более 2000 бомб (большей частью 907-кг управляемые авиабомбы GBU-27 Paveway III с лазерным наведением), но ни один «самолет-невидимка» по официальным данным потерян не был. В среднем каждый пилот F-l 17А совершил 21 боевой вылет, что меньше в сравнении с пилотами других типов самолетов, но вклад летчиков «самолетов-невидимок» в общий ход событий был велик. Кроме того, процедура боевого применения F-l 17А более сложная, чем других самолетов.

Все вылеты выполнялись ночью, в среднем каждый вылет длился около 5 часов, причем на маршруте к цели самолеты принимали дополнительное топливо с самолетов-заправщиков.На цель самолеты выходили в полном радиомолчании, высокая точность обеспечивалась посредством бортовой инерциальной навигационной системы, а уже в районе цели пилот переходил на использование инфракрасной системы обнаружения. В обязанности пилота также входило непосредственное наведение управляемого авиационного боеприпаса  управляемой авиабомбы  на цель. F-117A использовались для уничтожения подавляющей части стратегически важных и сильно защищенных объектов, чему особенно способствовала малая радиолокационная заметность.

В подавляющем большинстве случаев система ПВО противника реагировала уже после взрыва бомб, когда F-117A уже ложились на курс отхода. Хотя ситуация 17 января, в ночь первого авианалета, была несколько иной. Тогда самолеты РЭБ EF-111А Raven и F-4G Wild Weasel сопровождали группу F-15E, которые по случайности прибыли к назначенной цели до того, как «самолеты-неви-димки» успели выполнить свою часть работы. В итоге американские летчики попали под плотный огонь вражеских зенитчиков, пришлось срочно менять тактику. Самолеты РЭБ EF-111 задавили мощными помехами системы управления и наведения средств ПВО противника, и лишь после этого был нанесен главный удар по объектам.В целях обеспечения максимально возможной скрытности применения F-117A самолеты следовали к цели в режиме полного радиомолчания, а маршруты следования  по опыту Вьетнама  командованием постоянно менялись.

Полная информация о боевом применении «самолетов-невиди-мок» в ходе войны в Персидском заливе не обнародована до сих пор, даже несмотря на то, что F-l 17А уже несколько лет как сняты с вооружения. Нет возможности узнать и у иракских ветеранов тех дней, насколько они были осведомлены о боевом применении противником сверхсекретных самолетов. Хотя сама возможность обнаружить «самолет-невидимку» существовала  как по незначительному тепловому следу, так и при помощи «старых» РЛС и, конечно, при помощи оптических средств наблюдения. Примером тому может служить F-117А, сбитый ракетчиками югославской армии во время конфликта на Балканах. Интересно, что черная малозаметная окраска F-117A иногда играла против него самого  экипажи самолетов-заправщиков зачастую имели проблемы с обнаружением этих машин в точке их дозаправки.

После атаки назначенной цели F-l 17А брал курс на точку встречи с воздушным танкером и после дозаправки следовал обратно на авиабазу Хамис-Мушаит. На этой части маршрута с пилотами иногда происходили различные происшествия  после атаки цели они зачастую расслаблялись и допускали ошибки. Особенно при посадке, которая для «самолетов-неви-димок» была непростой. После выключения двигателей пилоты участвовали в разборе полетов и затем шли отдыхать. Правда, не очень долго  вскоре предстояло вновь уходить на боевое задание.