Самолет Mitsubishi Т-2 и F-1



i Т-2 стал первым сверхзвуковым самолетом, самостоятельно спроектированным и построенным авиационной промышленностью Японии. Самолет создавался под требования национальных ВВС к новому учебно-тренировочному самолету и предназначался для замены самолетов Т-33 и F-86. Он представлял собой свободнонесу-щий высокоплан с убирающимся трехопорным шасси и во многом походил на SEPECAT Jaguar. Первый из двух прототипов ХТ-2 поднялся в воздух в 1971 году, серийные поставки были начаты в 1976 году всего японские ВВС получили 28 учебно-тренировочных самолетов T-2(Z) и 62 учеб-но-боевых самолета Т-2(К), имевших РЛС J/AWG-11 и 20-мм пушку. Два самолета Т-2 использовались в качестве опытных машин для создания одноместного самолета непосредственной поддержки войск F-1. У последнего взамен задней кабины был размещен отсек с инерциальной навигационной системой, бомбардировочный вычислитель, аппаратура системы предупреждения об электромагнитном облучении самолета (датчики располагались в киле), а также аппаратура систем РЭБ.



F-1 преимущественно предназначался для защиты своего судоходства и уничтожения кораблей и судов противника, с 1982 года самолеты оснастили многорежимной РЛС Mitsubishi J/AWG-12, позволявшей применять ПКР ASM-1 с радиолокационной ГСН. Самолеты F-1 действовали в тесном взаимодействии с самолетами БПА Orion, принадлежавшими ВМС самообороны Японии  те брали на себя наведение ПКР, поскольку дальность действия собственной РЛС самолетов F-1 была недостаточной. Первоначальная потребность ВВС в 160 самолетах F-1 ввиду бюджетных ограничений была снижена до 77 машин, последняя из которых была передана заказчику в 1987 году.

В конце 1990-х годов самолеты F-1 получили новое вооружение класса «воздух-поверхность»  управляемые ракеты ASM-2 с тепловой ГСН и дальностью пуска порядка 100 км. Самолеты состояли на вооружении трех подразделений, но к 2006 году все они были списаны. На смену F-1 пришли самолеты Mitsubishi F-2, первыми их получило 3-е авиакрыло, дислоцированное на авиабазе Мисава. В 2006 году все Т-2 были сняты с эксплуатации Авиационного учебного командования японских ВВС. Самолеты находились на вооружении двух эскадрилий 4-го авиакрыла и дислоцировались на авиабазе Мацусима. Летчики должны были налетать на Т-2 порядка 140 часов, после чего пересаживались на «настоящие» самолеты. На смену Т-2 пришли самолеты Kawasaki Т-4 и двухместные F-2B. Самолеты Т-2 в небольшом количестве также включались в состав эскадрилий, оснащенных F-1.