Самолет МиГ-29С


МиГ-29С экспортировался в несколько стран, включая Малайзию, Судан и Йемен. Самым совершенным вариантом в семействе МиГ-29С является МиГ-29СМТ, сегодня состоящий (хотя и в ограниченном количестве) на вооружении ВВС России. Недостатками базового МиГ-29 (по кодификации НАТО  «Fulcrum-А») является малая дальность полета и узкая специализация. На МиГ-29 («Fulcrum-С»), не строившихся на экспорт, был несколько увеличен запас топлива и установлена новая аппаратура РЭП, но это не решало всех проблем.


В начале 1980 годов началась разработка нового варианта, МиГ-29М, который должен был получить увеличенный запас топлива и новую систему управления вооружением. При этом самолет должен был лишь незначительно превышать массу предшественника за счет использования новых материалов и доработки конструкции. Увеличение массы также компенсировалось установкой более мощных двигателей.Но программа МиГ-29М была слишком амбициозной и требовавшей слишком много времени, а советским ВВС и зарубежным покупателям срочно требовался усовершенствованный промежуточный вариант самолета. На раннем этапе разработки было принято решение ограничит объем доработок для ускорения работ и обеспечения возможности модернизации существующего парка МиГ-29 до стандарта МиГ-29С.Так как изначально МиГ-29С рассматривался как вариант модернизации советских МиГ-29, егс первые варианты базировались на планере «9-13» с его характерным «горбом» на фюзеляже для размещения топлива и аппаратуры. Первый прототип МиГ-29С был переделан в 1988-1989 годах. ОКБ имело четкое представление о полном объеме необходимых дора боток, но, желая ускорить процесс принятия на вооружение, решило проводить их поэтапно.

МиГ-29С отличался доработанной системой управления с четырьмя новыми ЭВМ, улучшавшей устойчивость машины и позволявшей выполнять маневры с большими перегрузками и углами атаки за счет увеличения отклонения руле-
вых поверхностей. Примечательно, что МиГ-29С мог нести новейшие на тот момент ракеты Р-77 (АА-12 «Adder») с активной радиолокационной ГСН. Также самолет получил возможность нести два 1150-литровых ПТБ под крылом и до 4000 кг вооружения класса «воздух—поверхность» на усиленных пилонах (включая четыре 500-кг бомбы под каждой консолью). Таким образом, боевая нагрузка самолета практически удвоилась. Доработки также позволили вести стрельбу из пушки при подвешенном центральном ПТБ, что ранее было невозможно. Наконец, первый этап модернизации МиГ-29С включал установку новой прицельной системы и усовершенствованного встроенного контрольного оборудования.Второй этап модернизации МиГ-29С включал доработку программного обеспечения РЛС Н-019М «Топаз» с параллельным увеличением вычислительных возможностей, что улучшало одновременное сопровождение нескольких целей. В этот момент стало ясно, что модернизированный вариант МиГ-29С вызывает интерес у зарубежных владельцев МиГ-29, а его расширенные возможности могут привлечь новых покупателей.

Поэтому стал предлагаться вариант МиГ-29С с западным навигационным и связным оборудованием (TACAN, ILS, GPS и радиостанцией), системой опознавания, совместимой с западными стандартами, и надписями на оборудовании кабины на английском языке. Когда началось серьезное продвижение самолета на зарубежные рынки, ОКБ разработало и съемную заправочную штангу.Стандартный экспортный вариант МиГ-29С получил обозначение МиГ-29СД (или МиГ-29СЕ в случае использования планера «9-13»).

Малазийские МиГ-29Н, по сути, представляют собой МиГ-29СД с боевой нагрузкой 3000 кг, системой опознавания Cossor, западными приборами и системой дозаправки Они способны нести ракеты Р-77.Вариант МиГ-29СМ получил возможность использования оружия «воздух—поверхность» с ТВ  и лазерным наведением, а РЛС способна работать в режиме картографирования местности и одновременно сопровождать две цели.В число стран, заказавших МиГ-29С, входят Бангладеш, Малайзия, Мьянма и Йемен.Последний вариант, МиГ-29 СМТ, совершивший первый полет в 1997 году, оснащен увеличенным гаргротом для размещения топлива. Кроме того, дополнительное топливо находится в баках в наплывах крыла, на месте вспомогательных воздухозаборников. Новый вариант оснащен кабиной с новым приборным оборудованием и рядом других усовершенствований, а его возможности сравнимы с возможностями МиГ-29М. МиГ-29СМТ были закуплены Алжиром, который впоследствии от них отказался из-за качества постройки и использования старых планеров. Предназначавшиеся Алжиру машины ныне несут службу в ВВС России.