Самолет McDonnell Douglas F-4C Phantom II


Одно время самолеты Phantom составляли основу парка ВВС США и использовались в качестве истребителя, бомбардировщика и самолета-разведчика почти на всех ТВД и во всех уголках планеты. Хорошо проявив себя во Вьетнаме, под занавес карьеры F-4 приняли участие в войне в Персидском заливе. мало какой самолет может похвастаться таким вкладом, который внес в историю ВВС США F-4 Phantom II. Причем два первых самолета, поступившие в Тактическое авиакомандование 24 января 1962 года под обозначением F-110A (позже F-4C), фактически являлись истребителями F-4H-1, взятыми у ВМС США, и потому были окрашены в темно-серый и белый цвета. Возраставшая напряженность в мире, Кубинский кризис и события в Бельгийском Конго привели к тому, что ВВС США решили усилить, передав из ВМС еще 29 истребителей F-4B, пока задерживались поставки собственных F-4C.

Вскоре из новых самолетов были сформированы 12-е и 15-е тактические истребительные авиакрылья (авиабаза Макдилл, штат Флорида). Phantom смог заменить в ВВС США целый ряд реактивных самолетов предыдущего поколения  начиная с F-84F Thunderstreak.F-4C получил боевое крещение через два года после поступления в войска. Первым его полем боя стал Вьетнам, где новые машины прекрасно показали себя как в воздушных боях, так и при «работе по земле». Впрочем, война во Вьетнаме не отодвинула на задний план противостояние двух систем в Европе, где друг против друга стояли войска НАТО и стран Организации Варшавского договора. В годы холодной войны в Европе базировались не менее шести авиакрыльев Phantom.

В 1970-е годы США провели реорганизацию авиации Национальной гвардии и Резерва ВВС США, в результате которой эскадрильи Резерва получили свои первые Phantom. Первой их обладательницей стала 170-я тактическая истребительная эскадрилья 183-й тактической истребительной группы (Спрингфилд, штат Иллинойс), пересевшая с F-84F Thunderstreak на F-4C. К тому времени Phantom находился на вооружении более 12 лет и стал основным истребителем ВВС США.
С 1964 года разведывательные эскадрильи ВВС стали получать RF-4C. Первоначально планировалось вооружить ими 14 подразделений, причем первое подразделение достигло оперативной готовности в 1965 году. Позже RF-4C поступили в авиацию Национальной гвардии, а вооруженный встроенной пушкой F-4E стал стандартным истребителем ВВС США. Самолеты Phantom вошли и в состав пилотажных групп ВВС («Thunderbirds») и ВМС («Blue Angels»). Это был первый случай, когда группы ВМС и ВВС летали на одном типе самолета.

Последним на вооружение поступил F-4G «Wild Weasel», предназначенный для подавления системы ПВО противника; самолеты поступили в три подразделения ВВС США. Экипаж данного Phantom — капитан Кен Кордье и 1 -й лейтенант Боб Лейн — был сбит вьетнамским ЗРК. Нанесенный на киле код «XN» и синяя законцовка киля говорят о том, что машина принадлежит 558-й тактической истребительной эскадрилье, дислоцированной в Камрани. Кордье на тот момент был во Вьетнаме второй раз, после чего должен был перевестись в Германию.


Стреловидность крыла по линии четверти хорд 45°, для повышения устойчивости внешние складные части крыла получили характерный зуб и были отклонены вверх на 12°. В крыле между передним и главным лонжеронами располагались два интегральных топливных бака. Обшивка крыла изготавливалась из алюминиевых панелей толщиной 63,5 мм, задняя кромка имела сотовую алюминиевую конструкцию. Закрылки и элероны  цельнометаллические, их задние кромки также имели алюминиевую сотовую конструкцию. Привод элеронов, интерцепторов и закрылков  гидравлический, равно как и привод воздушных тормозов на консолях крыла. Стабилизатор  цельнометаллический цельноповоротный, с отрицательным углом поперечного V (-23°). Нервюры и стрингеры  стальные, обшивка  алюминиевая, а в задней части  стальная сотовая конструкция. Самолет мог нести около 7300 кг вооружения на пяти подкрыльевых и фюзеляжных пилонах (могли применяться трехзамковые держатели), F-4C/D обычно брал в полет 18 авиабомб калибром 340 кг, либо 11 бомб калибром 454 кг, либо 11 баков с напалмом. Однако в большинстве случаев боевая нагрузка у «фантомов» получалась смешанной  в зависимости от текущей задачи и могла включать до четырех УР Bullpup или блоки НАР. Кроме того, самолеты могли нести мины, дымовые авиабомбы, а также подвесные топливные баки обычно подвешивалось два подкрыльевых ПТБ на 1400 л.

F-4C и D в начале своей карьеры в ВВС США несли те же ракеты, что и их флотские предшественники, а в 1966 году был устранен и недостаток отсутствия встроенной пушки  на самолетах стали применять пушечные контейнеры М61. Обычно истребитель нес один такой контейнер и четыре УР класса «воздух—воздух» Sparrow с радиолокационной ГСН и до четырех УР AIM-9B Sidewinder с тепловой ГСН. В 1965 году командование ВВС США установило схемы окраски (камуфляжа) для всех типов самолетов. Схема окраски предусматривала окраску верхних и боковых поверхностей в темно-зеленый, оливковый и желто-коричневый цвета. Данная схема применялась ко всем самолетам, находившимся тогда на вооружении ВВС США. Поначалу самолеты можно было отличить лишь по серийному номеру на киле, двухбуквенный код появился в 1968 году.

В целом схожие внешне с F-4B, модификации F-4C и D отличались наличием дублированного управления  пилотировать самолет мог и командир, и офицер  оператор систем вооружения. Phantom в ВВС США решали широкий круг задач и могли применять любое вооружение, имевшееся в ВВС, включая пушки, чего не могли делать самолеты авиации ВМС США.Главной задачей бортового вычислителя был правильный и эффективный контроль работы регулируемых воздухозаборников, для чего в автоматическом режиме обеспечивалось управление перфорированной пластиной  отделителем пограничного слоя. F-4D оснащался современной системой управления полетом, позволявшей контролировать работу пилота и не допускавшей выход на закритические режимы. Основные органы управления имели три независимые гидравлические системы. Источник электроэнергии — генератор переменного тока. Дублированное управление стало стандартным.