Самолет McDonnell Douglas F-4B Phantom II


Самолеты Phantom авиации Корпуса морской пехоты США активно применялись во Вьетнаме. Они действовали в основном с сухопутных аэродромов и решали задачи непосредственной огневой поддержки войск и разведки. В 1962 году в авиацию КМП США стали поступать первые самолеты McDonnell Douglas F-4B Phantom II. К 1963 году авиация КМП располагала уже достаточным количеством самолетов, чтобы сформировать в составе 11-й авиагруппы авиации КМП три истребительно-штурмовые эскадрильи: 314-ю «Black Knights», 531-ю «Gray Ghosts» и 542-ю «Bengals». В том же году группа передислоцировалась на авиабазу Ацуги (Япония) для подготовки к переброске во Вьетнам.



10 мая 1965 года на авиабазу Дананг на северо-восточном побережье Южного Вьетнама прибыли 15 самолетов F-4B из 531-й истребительно-штурмовой эскадрильи. Им была поставлена задача обеспечения воздушного прикрытия действий КМП в регионе, но затем самолеты стали активно использовать для обеспечения непосредственной огневой поддержки войск.
В итоге летчики 531-й эскадрильи приступили к штурмовке наземных позиций противника, нанесению ночных ударов с использованием осветительныхбоеприпасов, а также оказанию непосредственной огневой поддержки подразделениям КМП. Вскоре на авиабазу Дананг прибыла 314-я эскадрилья, а затем 323-я «Death Rattlers» и 542-я истребительно-штурмовые эскадрильи авиации КМП. В период с июня по октябрь 1965 года в Дананге побывала и 513-я эскадрилья «Flying Nightmares».

Условия базирования в Дананге в начальный период вьетнамской войны были, мягко сказать, примитивными. Данная проблема усугублялась тем, что Дананг был тогда единственной авиабазой, с которой было возможно применение самолетов реактивной авиации. В конечном итоге морпехам пришлось, используя специальное оборудование SATS (Short Airfield Tactical Support), соорудить к югу от Дананга, в местечке Чулай, новую авиабазу. Система SATS представляла собой некий сухопутный аналог палубы авианосца  на землю быстро укладывалось специальное покрытие из алюминиевых сотовых панелей, формировавшее взлетно-посадочную полосу, на которой также размещались мобильные катапультное и аэрофинишерное устройства (MOREST  mobile catapulting and arresting gear). Наличие второй авиабазы позволило направить в Южный Вьетнам две дополнительные эскадрильи F-4, а также несколько разгрузить Дананг.

Последнее было особенно важно, поскольку воздушное пространство вокруг авиабазы было уже буквально переполнено. Американцы часто приводят случай катастрофы  в воздухе столкнулись F-4B из 342-й истре-бительно-штурмовой эскадрильи и заправщик KC-130F из 152-й эскадрильи самолетов-заправщиков авиации КМП США. Причем в момент столкновения танкер осуществлял заправку в воздухе двух истребителей из 314-й эскадрильи. Виновник катастрофы, F-4B из 342-й эскадрильи, ударил заправщика по правой консоли крыла, в результате чего взорвались обе машины, все члены обоих экипажей погибли  всего 8 человек. Из дозаправлявшихся F-4 один упал в море  экипаж катапультировался, а второй  сел на авиабазу Чулай.Естественно, что условия на авиабазе Чулай были не лучше, чем в Дананге,  пыль, грязь и высокая влажность, а также постоянная угроза минометного обстрела бойцами Вьетконга. Оборона баз

Для ударов по отрядам Вьетконга в непосредственной близости от Дананга экипажи F-4 выполняли вылеты без подвесных топливных баков — каждый самолет нес не менее 24 авиабомб Мк 82 калибром 227 кг. При решении таких задач машины совершали вылеты с авиабазы Дананг с периодом 10 минут.Интересно, что на момент завершения сооружения авиабазы Чулай в ее окрестностях были обнаружены отряды Вьетконга общей возможной численностью до 3000 человек. Поэтому схожая тактика применялась авиацией морской пехоты и здесь  бомбы приходилось сбрасывать почти сразу после взлета. К 1969 году на авиабазе Дананг остались только RF-4B из 1-й смешанной разведэс-кадрильи авиации КМП, а четыре эскадрильи F-4B совершали вылеты с Чулай, где была сформирована новая 32-я авиагруппа авиации КМП США. Данная организация просуществовала до 1972 года, когда в Нампхоне, Таиланд, была сформирована третья авиабаза авиации КМП США.

Самолеты-разведчики 1-й смешанной разведэскадрильи совершили первые вылеты с авиабазы Дананг 3 ноября 1966 года. Эскадрилья оставалась в Дананге до 1970 года, потерь она не понесла, лишь один самолет получил незначительные повреждения от зенитной артиллерии противника.Еще одной базой «морпехов-ских» Phantom в годы вьетнамской войны служил авианосец «Америка», на котором с 5 июня 1972 года по 24 марта 1973 года дислоцировались 74-я истребительная и 333-я истребительно-штурмовая эскадрильи. 10 сентября 1972 года 333-я эскадрилья первой записала на счет авиации КМП США воздушную победу над истребителем МиГ: пара F-4J во время боевого вылета в районе Ханоя вступила в бой с тремя МиГ-21 и сбила один из них, израсходовав при этом четыре УР Sparrow и две УР Sidewinder. Еще один самолет они повредили, а почти сразу после боя оба американских истребителя сами были поражены зенитными управляемыми ракетами  летчикам пришлось катапультироваться над водной акваторией. Впрочем, несколько раньше летчик авиации КМП также сбил МиГ  он в тот момент был прикомандирован к ВВС США и пилотировал F-4D. Еще один МиГ был сбит принадлежавшим ВВС США истребителем F-4E, который пилотировал летчик авиации КМП, а оператором являлся офицер ВМС США.

Стандартное вооружение Phantom авиации КМП США  баки с напалмом, авиабомбы серии Мк 80 и НАР, чаще всего  127-мм Zuni.В основном использовались бомбы типов Мк 81 и Мк 82. На начальном этапе самолеты морской пехоты в Дананге часто «брали взаймы» боеприпасы у авиации ВМС, включая бомбы Мк 82 Snakeye, которых не было в арсенале авиации КМП США (это произошло только в 1967 году). Причем морпехи разработали свою собственную тактику их применения.Поскольку основной задачей была непосредственная огневая поддержка войск, экипажи Phantom часто оказывались в зоне поражения зенитной артиллерии  от нее было потеряно больше всего Phantom в авиации КМП США. Летчикам пришлось разработать особую тактику на такой случай  они атаковали на малой высоте и с максимальной возможной скоростью. Так, летчики 122-й истребительно-штурмовой эскадрильи выполняли полеты на высоте 7-8 м со скоростью порядка 1110 км/ч.В случае атаки одной цели несколькими машинами летчики атаковали ее парами. Один из летчиков вспоминал позже, что во время пикирования на цель плотность огня зенитной артиллерии была такой, что снаряды буквально кишели вокруг  казалось, из этого «стального дождя» невозможно вырваться живым.