Самолет Martin 2-0-2


В конце Второй мировой войны американские авиакомпании начали искать замену для лайнера DC-3, обслуживающего загруженные линии между крупными городами. В начале 1945 года «American Airlines» выпустила свои технические требования к такой машине, побудившие компанию Гленна Л. Мартина заняться разработкой соответствующего проекта.
В соответствии с требованиями «American Airlines» компания «Martin» предложила двухмоторный низкоплан, оснащенный 18-цилиндровыми двухрядными звездообразными двигателями Pratt & Whitney R-2800-CA18 Double Wasp. Получивший обозначение Martin 2-0-2 и часто называвшийся «Martin-Liner», первый из двух прототипов взлетел 22 ноября 1946 года с заводского аэродрома в Балтиморе, на четыре месяца отстав от своего конкурента Convair Model 110.


За штурвалом в первом полете находился шеф-пилот фирмы О.Е. Тиббс. Хотя оба конкурирующих лайнера имели практически одинаковую конфигурацию, машина фирмы «Convair» подверглась практически полной переработке, прежде чем пошла в серию под обозначением Model 240. Martin 2-0-2 получил сертификат уже 12 мая 1947 года, став первым послевоенным двухмоторным лайнером, сертифицированным в США. В конструкцию внесли ряд доработок, устранив неустойчивость по крену и курсу, а также проблемы с двигателями, выявленные в ходе испытаний. Поэтому второй прототип отличался увеличенным поперечным V внешних частей крыла и большим форкилем изящной формы.В конструкции этого самолета с носовой опорой шасси и не-герметизированным фюзеляжем круглого сечения, вмещавшим 32-40 пассажиров, был использован ряд новинок. К их числу относится входная дверь-трап в задней части фюзеляжа, позволявшая осуществлять посадку и высадку пассажиров без привлечения наземных средств даже при работающих двигателях. Пассажирская кабина отличалась высоким комфортом; обычно в ней устанавливалось 36 кресел, при этом объем багажного отсека составлял 7,95 м’, не считая небольших багажных полок в салоне.



Лайнер компании «Martin» имел цельнометаллическую полумо-нококовую конструкцию с трапециевидным" двухлонжеронным крылом, набранным из профилей Martin W-16. Между лонжеронами размещались «мягкие» топливные баки емкостью 3785 л, допускавшие дозаправку снизу для сокращения пребывания на аэродроме. Самолет оснащался двухщелевыми закрылками, а передние кромки крыла и оперения имели воздушную противообледенительную систему. Как и на лайнере фирмы «Convair», двигатели Double Wasp оборудовались реактивными выхлопными патрубками, улучшавшими охлаждение силовой установки и дававшими совсем небольшую, но дополнительную тягу. Самолет был оснащен трехлопастными флюгируемыми винтами Hydromatic. Двигатель Double Wasp развивал мощность 1800 л. с. (1344 кВт) при 2600 об/мин на эксплуатационной высоте, но с помощью впрыска воды ее можно было увеличить при взлете до 2400 л. с. (1790 кВт), что упрощало эксплуатацию самолета с коротких ВПП и в условиях жары и высокогорья. Крейсерская скорость на 70% мощности составляла 460 км/ч на высоте 3048 м  почти на 128 км/ч больше, чем у DC-3.

Результаты первых поставок превзошли самые оптимистические прогнозы «Martin»  авиакомпании сделали большие заказы на новый лайнер. «Eastern Air Lines» и «Northwest Airlines» заказали по 50 машин, «Pennsylvania Central Airlines» (позднее переименованная в «Capital Airlines»)  35, «Colonial Airlines»  20 и TWA  12. Более мелкие заказы были также получены от американских компаний «Braniff», «Chicago & Southern» и «Delta Airlines» и южноамериканских «LAN-Chile» и «Linea Aeropostal Venezolana».

Разрешение на перевозку пассажиров было выдано 13 августа1947    года. Первые самолеты были поставлены «Northwest Airlines», хотя первой в октябре 1947 начала коммерческую эксплуатацию самолета Martin 2-0-2 «LAN-Chile». «Northwest» начала полеты в следующем месяце и к сентябрю 1948    года заменила все свои DC-3 на «Martin-Liner».Еще до начала эксплуатации Model 2-0-2 компания «Martin» приступила к разработке варианта с гермокабиной Model 3-0-3 и грузового варианта Model 3-0-4. Пилот Тиббс поднял в воздух прототип Model 3-0-3 3 июля 1947 года, и даже был получен стартовый заказ на 50 самолетов от «United Airlines».

Между тем первый успех Model 2-0-2 оказался недолгим. Поставки постоянно срывались, а постоянные отказы техники затрудняли регулярную эксплуатацию самолетов. После катастрофы в 1948 году полеты лайнеров были запрещены, а проведенные исследования выявили недостаточную прочность конструкции крыла. Это в совокупности с неритмичными поставками привело к отзыву заказов. А падение спроса на рынке внутренних воздушных перевозок США только усугубило проблемы нового лайнера. «Northwest» приняла только 25 из 50 заказанных ею Model 2-0-2 и 3-0-3, a «United Airlines» вообще аннулировала заказ на 50 машин. «Martin» оперативно разработала программу доработки крыла для уже выпущенных Model 2-0-2 и создала усовершенствованный вариант, получивший в серии обозначение Model 2-0-2А. Он отличался двигателями Pratt & Whitney R-2800-CB16 мощностью (со впрыском воды) 2600 л. с. (1940 кВт), увеличенным до 5110 л запасом топлива, возросшей до 19 391 кг взлетной массой и доработанным интерьером. Прототип Model 2-0-2, переделанный в 2-0-2А, поднялся в воздух в июле 1950 года. Компания TWA начала эксплуатацию Model 2-0-2А 1 сентября того же года. Только для нее было построено 12 машин этой модификации, помимо двух прототипов и 31 серийного Model 2-0-2.

После проблем с Model 2-0-2 компания «Martin» решила отказаться от дальнейшей разработки вариантов 3-0-3 и 3-0-4, отдав предпочтение значительно переработанному Model 4-0-4. И снова первый прототип переделали в самолет для проведения испытаний и сертификации. Model 4-0-4 имел удлиненный на 1 м фюзеляж, что позволило поставить дополнительный ряд кресел, — теперь в герметичной кабине могли разместиться 40 пассажиров и три члена экипажа. На самолете сохранили двигатели R-2800-CB16 Double Wasp от Model 2-0-2А, но максимальная взлетная масса возросла до 20 366 кг. Прототип совершил первый полет 21 октября 1950 года. Усовершенствованный лайнер быстро привлек заказы от «Eastern Air Lines» (35 машин) и «Trans World Airlines» (30), впоследствии увеличенные до 60 и 41 самолета, соответственно. Но эти компании оказались единственными коммерческими покупателями лайнера, хотя в1951    году Береговая охрана США заказала два стандартных Martin 4-0-4 для перевозки VIP-персон. Оснащенные административным салоном, эти самолеты в 1952 году начали службу у заказчика под обозначением RM-1Z. В 1962 году после введения американскими военными новой единой системы обозначений они стали называться VC-ЗА. После замены на Grumman Gulfstream I (VC-4A) оба лайнера передали ВМС США.

TWA стала первой компанией, начавшей эксплуатацию Model 4-0-4 в октябре 1951 года, а в январе1952    года к ней присоединилась «Eastern». Серийный выпуск завершился в начале 1953 года, после постройки 103 машин. К тому времени «Northwest» распродала свой флот Martin 2-0-2 компаниям «Pioneer Airlines of Texas», «California Central Airlines» и «Transocean Airlines», «Allegheny Airlines» (переделавшей три машины в грузовые) и «Southwest Airways». Model 2-0-2А компании TWA были проданы «Allegheny», «Modern Air Transport» и «Southeast Airlines».

Самолеты Model 4-0-4 завоевали хорошую репутацию за свою надежность, безопасность и экономичность, и, когда «Eastern» и TWA приступили к распродаже своих лайнеров, на них нашлось много покупателей среди мелких американских авиакомпаний, таких как «Mohawk Airlines», «Pacific Air», «Piedmont Airlines» и «Southern Airways». Последняя оставалась самым крупным оператором Model 4-0-4 до 1978 года, когда был продан последний самолет. После этого самолеты продолжили карьеру в авиакомпаниях третьего эшелона и у чартерных перевозчиков, таких как «Florida Airlines» (имела семь Model 4-0-4), «Naples Airways» (восемь), «Marco Island Airways» (три) и «Provincetown-Boston Airlines» (три). Лайнер также пользовался успехом в качестве делового самолета вплоть до появления специализированных машин наподобие Grumman Gulfstream I. Некоторые из них были дооборудованы специализированными фирмами, такими как «Remmert-Werner Inc.» и «Pacific Airmotive», получив роскошную отделку салона, метео-РЛС и ряд других доработок. Среди владельцев деловых вариантов «Martin-Liner» был и знаменитый певец Фрэнк Синатра. В 1980-х годах парк этих лайнеров начал стремительно сокращаться, и многие из них окончили свои дни перевозя грузы в Латинской Америке, хотя несколько экземпляров продолжают летать и по сей день. Не добившись заметного успеха на рынке и не строившиеся в больших количествах, лайнеры «Martin»  в особенности Model 4-0-4  были совершенными для своего времени самолетами, а благодаря их надежности и экономичности смогли создать свой бизнес многие авиаперевозчики третьего эшелона.