Самолет Lockheed Т-33


Созданный как самолет базовой летной подготовки для ВВС США, Lockheed Т-33 поступил на вооружение значительного числа стран. Из 5871 самолета Т-ЗЗА, построенного по контрактам с ВВС США, 1058 машин были поставлены в рамках программы военной помощи различным союзникам. Страны НАТО эксплуатировали эти самолеты с начала 1950-х годов. Т-33 также строился по лицензии в Канаде и Японии. После того, как самолеты Т-33 начали списывать из ВВС США, их стали приобретать многие страны мира, включая латиноамериканские.

Полный список эксплуатантов самолетов Т-33 привести не представляется возможным — настолько он огромен. Даже Советский Союз каким-то образом приобрел один Т-33 и испытывает его в Ахтубинске. Крупнейшим же эксплуатантом Т-33 в Европе стала Франция, с 1961 года она провела 83 своих самолета по программе модернизации T-33SF, в рамках которой все построенные в США самолеты Т-33 и машины СТ-133 канадской постройки были приведены к единому стандарту. Самолеты получили двигатель Nene, выпускавшийся компанией «Hispano Suiza», новое катапультное кресло, а также новое навигационное и связное оборудование. Позже T-33SF поставлялись в Боливию, Сингапур, Таиланд и Турцию. В рамках программы «Pegase» один самолет был переоборудован компанией «Aerospatiale» для испытаний нового крыла — первый полет в новом качестве он выполнил 13 апреля 1977 года. Многие небольшие страны желали использовать самолет в качестве легкого штурмовика и самолета для противоповстанческих операций, поэтому был создан вариант АТ-ЗЗА — либо с двумя подкрыль-евыми пилонами для бомб (по 454 кг на каждом пилоне), либо с восемью пусковыми устройствами для 127-мм НАР HVAR (High-Velocity Aircraft Rocket). Самолеты, переоборудовавшиеся из Т-ЗЗА-1, сохранили носовые стрелковые точки, тогда как АТ-33, получавшиеся путем переделки невооруженного Т-ЗЗА-5, получили пару 12,7-мм пулеметов в подкрыльевых контейнерах. Один из крупных эксплуатантов АТ-33 — Бразилия, машины получили местное обозначение FT-33. Многие страны, эксплуатировавшие обычные Т-33, приобретали и разведывательные самолеты RT-33, переоборудованные на заводе-изготовителе либо своими силами.

ВМС и КМП США получили в общей сложности 699 самолетов Т-ЗЗА, которые были заказаны у производителя по контрактам ВВС США. Причем они использовались преимущественно не в качестве самолетов начальной летной подготовки, а как УТС повышенной подготовки, связные и т.д. Первые 26 самолетов были получены под обозначением ТО-2, остальные поступали уже как TV-2 (последняя буква означала код компании-производителя, а код компании «Lockheed» сменился как раз с «О» на «V»), Часть самолетов использовалась в качестве беспилотных мишеней или самолетов управления мишенями — первые обозначались TV-2KD (затем QT-33B/C), а последние как TV-2D (затем DT-33B).В инициативном порядке «Lockheed» разработала вариант Т-33 для подготовки летчиков авианосной авиации,включая отработку взлета и посадки на палубу. Самолету было присвоено обозначение L-245, или Lockheed Trainer, он отличался несколько приподнятым местом инструктора, односегментым лобовым стеклом, одной точкой заправки, усиленным шасси, более крупным хвостовым оперением,развитой механизацией крыла и пр. В состав силовой установки включили двигатель J33-A-24 тягой 27,13 кН. Самолет был облетан 16 декабря 1953 года, ВМС заказали 150 машин под обозначением T2V-1 SeaStar. В 1962 году была введена новая единая система обозначений, и T2V-1 стал Т-1А. Часть самолетов поступила в авиацию КМП США.