Самолет Lightning P.l



Разработанный в соответствии с требованиями ER.103 на скоростной экспериментальный самолет, Р.1 оказался просто превосходным перехватчиком.В мае 1947 года, благодаря усилиям У Петера, компания «English Electric» получила контракт на разработку по требованиям ER.103 экспериментального самолета, способного развивать скорость М=1,5. К декабрю 1948 года конфигурация машины почти полностью соответствовала серийному Lightning: крыло с небольшой стреловидностью, нижнее расположение стабилизатора, размещение двух двигателей друг над другом и др. В начале 1949 года британское Министерство снабжения в соответствии с требованиями F.23/49, предусматривавшими необходимость «изучения возможности использования военными самолетами сверхзвуковой скорости полета», выдало компании контракт на постройку двух опытных самолетов и одной машины для статических испытаний. В итоге «English Electric» построила Р.1 как «чистый» экспериментальный самолет, хотя спецификацией предусматривалась возможность установки вооружения и прицельной системы, а также способность машины совершать маневры с перегрузками 7g. Но специалисты британского авиационного научно-исследовательского центра в Фарнборо подвергли сомнению правильность выбранных расположения стабилизатора и типа крыла. Для более полного изучения данных вопросов по заказу НИЦ был построен уменьшенный экспериментальный самолет Short SB.5. Но тем временем, пока институт проводил испытания SB.5, специалисты «English Electric» продолжили работы над Р.1.



Вскоре Р.1 перевезли на грузовике в Боскомб-Даун, где он и выполнил 4 августа 1954 года свой первый полет. Успех был налицо  другого выхода у британцев просто не было, ведь несмотря на то, что в США активно шли работы по программе F-100, многие высокопоставленные чиновники Министерства авиации все еще выражали сомнение в целесообразности создания сверхзвукового боевого самолета, считая, что это потребует «компромисса» по целому ряду других параметров машины. Конфигурация Р.1 была сформирована в общем уже в 1949 году, но она была более «адаптивной», если сравнивать с МиГ-19 или F-100, что позволило Lightning оставаться конкурентоспособным довольно длительное время.

Однако от первого полета Р. 1 до появления серийного Lightning прошло немало времени, что, впрочем, не удивительно  Р. 1 был все же экспериментальной машиной, хотя и с ярко выраженным потенциалом истребителя. Самолет имел хорошую управляемость  его мог пилотировать обычный строевой пилот британских ВВС. Изначальные требования ER.103 и F.23/49 содержали пункт о необходимости обеспечения максимальной скорости горизонтального полета М=1,2  весьма существенное требование, но данной скорости удалось достичь даже с двигателями Sapphire. Причем, еще до того, как самолет поднялся в воздух, стало ясно, что с более мощными двигателями можно достичь скорости М=2 и даже больше. Но для достижения таких скоростей пришлось внести ряд конструктивных изменений. В частности, вместо эллиптической формы воздухозаборника был применен новый регулируемый воздухозаборник с генератором скачков уплотнения в виде центрального подвижного конуса. Кроме того, для обеспечения необходимой продольной устойчивости на скоростях М=2 необходимо было существенно увеличить площадь киля. После того, как было окончательно принято решение создавать серийный истребитель, экспериментальной машине присвоили обозначение Р.1 А, а истребитель стал Р.1 В.

Компания получила контракт на постройку трех опытных Р. 1 В, которые должны были оснащаться новой РЛС AI.23, а в состав вооружения планировалось включить две 30-мм пушки ADEN, 48 неуправляемых авиационных ракет и две УР «возду—воздух» de Havilland Propellers Blue Jay с тепловой ГСН (позднее обозначение Firestreak). Самолет рассматривался как истребитель-перехват-чик ближнего действия. В то время в Великобритании считалось, что всепогодный перехватчик круглосуточного действия должен иметь экипаж из двух человек, прошли годы, прежде чем командование ВВС удалось убедить, что Р.1 В сможет решать задачи перехвата воздушных целей в любое время суток и в любых метеоусловиях.

В целях сокращения программы летных испытаний было решено построить для этого сразу 20 машин Р.1 В.18 июля 1955 года в воздух поднялся второй Р.1А, оснащенный подфюзеляжным топливным баком и имевший простые, бесщеле-вые закрылки  вместо применявшихся до этого расщепляющихся закрылков. Имелась даже пушка.В январе 1957 года в воздух поднялся первый Р.1А, оснащенный новым крылом, что улучшило характеристики машины, но существенно повысило ее стоимость, так что на Р.1 В его ставить не стали (появилось оно лишь на F.Mk 6).Первый Р.1 В был облетан 4 апреля 1957 года  без РЛС и вооружения, в тот самый день, когда лидеры консерваторов заявили, что на смену всем пилотируемым самолетам вскоре придут ракеты. Фактически, Р.1В остался на тот момент единственным британским перехватчиком, находившимся в разработке. В октябре 1958 года созданный «English Electric» перехватчик получил обозначение Lightning.