Самолет King Air 200


Для эффективного действия воинских формирований требуются надежная связь и полноценное тыловое обеспечение. В интересах ВС США такие задачи решают, среди прочих, и самолеты King Air 200. Кроме того, на базе King Air было создано семейство самолетов радиоэлектронной разведки.Самолет King Air 200 создавался изначально как корпоративный, но со временем нашел достаточно широкое применение в Вооруженных силах США и ряда зарубежных стран.


До него в эксплуатации у силовых ведомств находились самолеты семейства Queen Air/King Air (преимущественно под обозначением U-21 Ute).Самолет King Air 200 совершил первый полет 27 октября 1972 года. Первыми военными машинами данного типа стали три самолета радиоэлектронной разведки RU-21J, поступившие на вооружение в 1973 году. Затем последовала более крупная партия самолетов в вариантах многоцелевого и VIP-транспортного  они получили обозначение С-12А и оснащались двигателями РТ6А-38. По классификации Армии США самолет получил обозначение Huron  поставлено 60 самолетов, тогда как ВВС США приобрели 30 машин.В обоих случаях они поступили на вооружение в июле 1975 года. Один самолет был поставлен греческой армии. ВВС США использовали С-12А преимущественно в интересах американских посольств и для полетов за рубеж. Один С-12А был приписан к посольству США в ЮАР  утверждалось, что он был оснащен спецаппаратурой и совершал разведывательные полеты.

В 1979 году самолеты  в варианте UC-12B  начали получать ВМС и КМП США. Машины оснащались двигателями РТ6А-41 и имели грузовую дверь. Как и самолеты, поставленные Армии США, UC-12B использовались для перевозки штабного персонала и т. п. Были приобретены 66 самолетов.Для Армии США были построены 14 новых самолетов С-12С  вариант в целом схожий с С-12А, но с более мощными двигателями Dash 41. Впрочем, под новый стандарт довели большинство С-12А,включая и те машины ВВС США, которые некоторое время носили обозначение С-12Е.Следующая модификация, C-12D, оборудовалась грузовой дверью, но около половины из 40 машин, построенных для Армии США, были затем переоборудованы в самолет радиоэлектронной разведки RC-12. Шесть C-12D приобрели ВВС США.

В 1984 году на вооружение Армии и ВВС США поступили C-12F, оснащавшиеся двигателями Dash 42 и имевшие грузовую дверь. Армия США приобрела 20 новых машин, а ВВС  46 самолетов, многие из которых позже были переданы Армии. Армейское командование приобретало самолеты для подразделений Национальной гвардии  они получили обозначения C-12F-1 и C-12F-2, а машины, переданные из ВВС, стали обозначаться C-12F-3. ВМС США приобрели дюжину самолетов, получивших обозначение UC-12F, но два впоследствии были переоборудованы в вариант RC-12F.Следующим по порядку стал C-12L  три самолета модификации RU-21J, с которых демонтировали оборудование Guardrail и которые после этого использовались в качестве транспортных. За ним последовала модификация UC-12M, 12 самолетов приобрели ВМС США  два затем были переоборудованы в вариант RC-12M. Под новый стандарт модернизировали ранние UC-12B/F  маоборудование кабины и средства связи, хотя в остальном были в целом идентичны C-12F. Армия США приобрела 29 самолетов C-12R, это был военный вариант гражданского В200С с кабиной, оборудованной электронными пилотажными индикаторами. Греческая армия приобрела два самолета C-12R/AP, оснащенных разведывательной фото- и видеоаппаратурой.

Военные С-12 привлекались для решения широкого круга задач. Одной из важнейших стала перевозка личного состава между военными базами. Армейские машины находились в оперативном подчинении у Командования по обеспечению воздушных перевозок (OSACOM — Operational Support Airlift Command). Последнее в свою очередь подчинялось Объединенному командованию по обеспечению воздушных перевозок, работающему в интересах всех видов ВС США. К 2000 году парк данных машин в ВВС и ВМС США существенно сократился. Флотские UC-12 были преимущественно отправлены на хранение, а большая часть C-12C/D командование ВВС США передало Армии. Впрочем, самолеты, прикрепленные к посольствам, остались в эксплуатации.

King Air 200 оказался востребованным и у военных за пределами США  часто это были «поставленные под ружье» гражданские модификации. Наиболее активным эксплуатантом стал Израиль, приобретший варианты C-12D и RC-12D/K. Среди эксплуатантов также оказались Алжир, Аргентина, Боливия, Венесуэла, Гватемала, Египет, Индия, Ирландия, Камбоджа, Колумбия, Македония, Малайзия, Марокко, Новая Зеландия, Перу, Саудовская Аравия, Таиланд, Того, Турция, Уругвай, Чили, Шри-Ланка, Швеция, Эквадор и ЮАР.

В ряде случаев самолеты брались в лизинг у гражданских операторов, причем гражданская регистрация сохранялась. За рубежом King Air 200 использовался для подготовки летчиков многодвигательных самолетов и решения других задач (фоторазведка, морской патрульный, транспортный, связной и пр.) Приобретенные Малайзией самолеты обозначили В200Т и оборудовали поисковой РЛС Telephonies 143 и ИК-системой переднего обзора под фюзеляжем, а также подкрыльевыми узлами подвески ПТБ или вооружения. Машины использовались для патрулирования акватории вокруг Малайзии. Выпуску King Air 350. Самолет имел увеличенный размах крыла (теперь с винглетами), удлиненный фюзеляж и ТВД РТ6А-60 мощностью по 1050 л.с. Армия США приобрела данный самолет как C-12S, поступила машина и военным других стран. Япония приобрела 20 самолетов, под обозначением LR-2, для замены своих Mitsubishi MU-2 (LR-1) в качестве связных и разведывательных.