Самолет Kawasaki Т-4

Самолет повышенной подготовки летчиков Т-4 разработан компанией «Kawasaki» для японских Воздушных сил самообороны. Эти самолеты также использует пилотажная группа «Blue Impulse».В конце 1970-х годов Агентство по обороне Японии озаботилось поиском самолета для замены устаревших однодвигательных учебных Lockheed Т-33 и Fuji Т-1. В 1981 году проект Kawasaki КА-851 признали удовлетворяющим требованиям.


Компания «Kawasaki» предложила двухдвигательный самолет с суперкритическим высокорасположенным крылом. Машина, получившая обозначение Т-4, спроектирована с учетом обеспечения хорошей управляемости в широком диапазоне скоростей полета, что позволяет обучать курсантов разных родов авиации. В самолете широко использованы японские комплектующие, включая двигатели Ishikawajima-Harima F3-IHI-30. Для подготовки летчиков-истре-бителей Т-4 оснащен ИЛС Kaiser AVQ-1, который выпускается по лицензии компанией «Shimadzu Corporation». Хотя обычно самолеты летают без вооружения, для подвески разнообразной полезной нагрузки, включая легкое вооружение, имеется один подфюзеляжный и два подкрыльевых пилона. Помимо вооружения, возможна подвеска контейнеров РЭБ, сбрасываемых топливных баков емкостью 454 л и буксировочной лебедки.

Первый прототип ХТ-4 выполнил первый полет в 1982 году, остальные четыре прототипа вышли на испытания к 1985 году. Испытания завершились в 1988 году, а 28 июня того же года первый полет выполнил серийный самолет. Поставки силам самообороны начались в сентябре 1988 года; построено 208 самолетов.Как большинство программ Японии, программа Т-4 является совместной. «Fuji» отвечает за изготовление хвостовой части фюзеляжа, оперения и крыла, «Mitsubishi»  за центральную секцию фюзеляжа и воздухозаборники. «Kawasaki» выпускала носовую часть фюзеляжа, выполняла окончательную сборку и испытания.Больше всего самолетов получили учебно-тренировочные эскадрильи Dai 31 и Dai 32 Kyoiku Hiko-tai из крыла Dai 1 Koku-dan, дислоцированные в Хамамацу. Также Т-4 поступили в две эскадрильи из тренировочного авиакрыла Dai 13 Hiko Kyoiku-dan в Ашия.

Будущие японские летчики-ис-требители первую половину курса обучения на Т-4 проходят в своих частях. Курс рассчитан примерно на 7,5 месяцев с налетом 80 часов. Второй этап обучения проводится в учебном авиакрыле Dai 1 Koku-dan в Хамамацу и занимает 6,5 месяцев с налетом 80 часов.Свидетельство пилота курсанты получают по завершению второго этапа обучения.Специально доработанные Т-4 используются национальной пилотажной группой «Blue Impulse». Официально пилотажная группа именуется учебной эскадрильей Dai 11 Hiko-tai и раньше дислоцировалась в Мацусима, но после цунами 2010 года была перебазирована в Ишия.После укомплектования учебнотренировочных частей самолеты Т-4 стали поступать на вооружение истребительных, ударных и разведывательных частей первой линии и в штабные эскадрильи.В центральной части фюзеляжа Т-4 имеется багажный отсек, позволяющий использовать самолет как связной. Т-4 также состоят на вооружении эскадрильи «агрессоров» Hiko Kyodo-tai из FIioTa6apy.