Самолет Harrier GR.Mk 7


Этот самолет ZG476 принадлежал 4-й (АС) эскадрилье  одной из двух эскадрилий, вооруженных Harrier GR.Mk 7 и дислоцировавшихся в Гютерсло, а затем переведенных на авиабазу Коттесмор. Вместе с 3-й эскадрильей она стала последней в британских ВВС, перевооруженных с ранних Harrier GR.Mk 3, но первой, получившей Harrier GR.Mk 7. Самолеты имели усиленный бортовой комплекс обороны и новое БРЭО, обеспечивавшее их боевое применение в ночных условиях. Все Harrier были сняты с вооружения в декабре 2010 года.


Harrier GR.Mk 5 британских ВВС имели темно-зеленый верх (код окраски BS241) и бледно-зеленый низ (BS4800; часто назывался «Lichen», «лишайниковый», или «Spruce Green», «елово-зеленый»). До этого на Harrier GR.Mk З применялся «деформирующий» камуфляж по следующей схеме: морской синевато-серый верх (BS638) и темно-зеленый низ (BS641). Ранние GR.Mk 7 имели полностью темно-зеленую окраску, схожую с применяемой на GR.Mk 5, но ее быстро изменили на общую темно-серую окраску (BS629). Знаки национальной принадлежности были небольшими и не слишком яркими, а вот знаки эскадрилий были выполнены более красочно. Эмблема 4-й эскадрильи — желтые молнии на черно-красном фоне.

Все Harrier GR.Mk 7 британских ВВС оснащались двухконтурными турбореактивными двигателями Rolls-Royce Pegasus Mk 105 тягой 95,6 кН (в КМП США они обозначались Pegasus 11 -21Е или F402-RR-406A). Более мощный вариант Pegasus 11-61 британские ВВС не приняли. В целях устранения гироскопического эффекта два вала двигателя вращаются в противоположные стороны. В переднюю пару сопел поступает воздух второго контура, остальная часть воздуха проходит через камеру сгорания и за турбиной проистекает через заднюю пару сопел. Стабилизация самолета обеспечивается за счет работы клапанов-сопел газодинамической системы управления (ГДСУ), расположенных в носовой и хвостовой частях и на законцовках крыла.


На самолете применили полностью композитное крыло, разработанное специалистами «McDonnell Douglas» и позволившее снизить его массу на 150 кг по сравнению с крылом цельнометаллической конструкции. Суперкритический профиль нового крыла, имевшего большую относительную толщину, позволил существенно увеличить запас топлива в крыльевых баках по сравнению с Harrier первого поколения. Крыло AV-8B стало самым крупным единым композитным элементом конструкции, когда-либо примененным на боевом самолете. Для доступа к внутренним отсекам обшивка верхней части крыла была выполнена съемной, Закрылки были более крупными и однощелевыми, в корневой части крыла размещены наплывы, а на носке крыла  небольшие аэродинамические гребни.


Одним из основных средств пр-ражения самолетов Harrier стали кассетные боеприпасы (авиационные кассеты) Hunting BL755. Контейнер-кассета массой 227 кг содержал 147 суббоеприпасов (малокалиберные кумулятивно-осколочные бомбы), которые размещались в семи отсеках. Кассета раскрывалась с помощью пиротехнических зарядов, а суббоеприпасы с определенными интервалами выталкивались из ее цилиндрических отсеков пневматическим механизмом. В 1986 году в производство пошел вариант BL755 No.2, оснащенный модернизированными суббоеприпасами, имевшими более высокую вероятность поражения целей.


Сопла и устройства повышения подъемной силы Установленные на Harrier II передняя пара поворотных сопел новой конструкции, система повышения подъемной силы и модифицированные воздухозаборники (форма входной части изменена с эллиптической на круглую) позволили получить прирост в тяге. На режиме висения газы, проистекающие из задней пары сопел, более эффективно «запирались» в пространстве между закрылками, модифицированными внутренними пилонами и пушечными контейнерами.


Под обтекателем в носовой части находится ИК-система переднего обзора компании «GEC Avionics». Система была установлена максимально близко к линии глаз пилота, но не закрывала ему обзор, что позволило минимизировать искажения изображения с данной системы, отображавшиеся на широкоугольном индикаторе на лобовом стекле пилота. Но изображение с ИК-системы обычно отображалось на правом многофункциональном индикаторе. При этом пилот мог выбирать один из двух вариантов отображения  источники тепла отображались либо черным, либо белым цветом. Источники тепла, вызвавшие интерес у летчика, такие как двигатели боевой техники, специально отмечались V-образными маркерами. Разница температур при этом требовалась небольшая, и на земпе пилоты часто замечали, как маркеры указывали на слишком «горячие головы» попавших в поле зрения системы летчиков.


GR.Mk 7 оснащался помехоустойчивыми радиосвязной системой GEC Avionics AD3500 (УВЧ/ОВЧ) и системой госопознавания Cossor IFF 4760. На самолетах КМП США установили ИНС Litton AN/ASN-130. Позже она была применена и на ранних Harrier GR.Mk 5, так как с британским аналогом, Ferranti FIN 1075, установленным на всех GR.Mk 7, возникли проблемы. Впрочем, индикатор движущейся карты производства «Ferranti» решили оставить. Автомат отстрела ИК-ловушек и дипольных отражателей AN/ALE-40 устанавливался внизу хвостовой части фюзеляжа, а в пилоне для подвески УР Sidewinder разместили дополнительный автомат BOL.

После некоторых колебаний британцы решили не закупать для своих Harrier II американскую 25-мм пушку GAU-12А, а отдать предпочтение новой 25-мм пушке ADEN, разработанной государственным оружейным арсеналом «Royal Ordnance». Ее меньшая скорострельность компенсировалась тем, что на самолете можно было разместить две пушки. Пушка револьверного типа, с вращающимся барабаном с патронниками, поворот которого осуществляется ползуном, перемещающимся назад под действием отводимых из ствола пороховых газов. Взведение пушки  при помощи пневматического устройства, скорострельность  от 1650 до 1850 выстрелов в минуту. Разработка пушки шла с задержками, поэтому GR.Mk 5 и ранние GR.Mk 7 британских ВВС некоторое время летали с пустыми подвесными контейнерами, без пушек. Пушка ADEN 25 использовала тот же боеприпас, что и GAU-12А, но была на 105 кг легче (правда, и боезапас был на 100 снарядов меньше), имела почти вполовину меньшую отдачу и считалась более безопасной в эксплуатации.