Самолет Harrier GR.Mk 5

 Harrier GR.Mk 5 с максимальной боевой нагрузкой из семи кассетных бомб BL755 и двух ракет Sidewinder. Самолет принадлежал 233-му оперативно-тренировочному отряду (No.233 OCU), который в конце 1980-х годов дислоцировался на авиабазе Уиттеринг в Кембриджшире. Этот отряд сформировали на базе подразделения переучивания на Harrier (Harrier Conversion Team). Главной задачей отряда являлись полноценное освоение и подготовка эксплуатации GR.Mk 5 в строевых частях. Эмблема отряда нарисована на борту фюзеляжа в районе кабины  голова пантеры в окружении треугольников цветов всех четырех вооруженных Harrier эскадрилий. 1 сентября 1992 года 233-й отряд переформировали в 20-ю (резервную) эскадрилью.Самолет ZD402 отдавали в аренду компании «Rolls-Royce» в июне 1 989 года для 36-часовых летных испытаний двигателя Pegasus 11-61 (американское обозначение F402-RR-408). Максимальная продолжительная тяга Pegasus 7 7-67 составляет 105,87 кН, на 15% больше, чему более ранних вариантов. На 11-61 увеличили степень сжатия с 2,3 до 2,6, установили новую камеру сгорания, улучшили охлаждение, использовали монокристаллические лопатки турбины, межремонтный ресурс доведен до 1000 летных часов. Pegasus 11-61 запустили в производство под обозначением Pegasus Mk 107;зтими двигателями оснащены поздние варианты Harrier II.


Производство Harrier GR.Mk 5 началось с постройки двух самолетов опытной партии  ZD318 и ZD319. Самолет ZD318 выполнил первый полет в 1985 году. Серийные GR.Mk 5 (41 самолет) получили серийные номера ZD320-330,345-355,375-380 и 400-412. Затем построили 19 самолетов промежуточного варианта GR.Mk 5А (сер. №42-60) с БРЭО от GR.Mk 7. GR.Mk 5А получили серийные номера ZD430-438 и 461-470; первый GR.Mk 5А (ZD432) поднялся в воздух в июне 1989    года. Эти самолеты поставили на хранение в ожидании доработки в вариант, способный наносить удары круглосуточно. Модернизация началась в конце 1990    года. Доработка GR.Mk 5 в GR.Mk 7 проводилась с августа 1990 года по декабрь 1995 года.На Harrier GR.Mk 5 установлены устройства для повышения подъемной силы (Lift Improvement Devices, LID). Наиболее эффективны эти устройства на режиме висения, также они снижают влияние отраженных от земли газов на работу воздухозаборников.LID включают модернизированные внутренние пилоны и пушечные контейнеры. Между контейнерами пушек смонтирован убираемый щиток. «Позитивную рециркуляцию» также обеспечивают однощелевые закрылки большой хорды, работающие в комплексе с хвостовыми соплами двигателя.

Представлен Harrier GR.Mk 5 с пушечными контейнерами, разработанными под ранние 30-мм пушки ADEN револьверного типа, которыми вооружались Harrier GR.Mk 3. На GR.Mk 5 планировалось установить два контейнера с новыми 25-мм пушками ADEN 25 с боекомплектом по 100 снарядов. Новую пушку разработала компания «Royal Ordnance» под новый облегченный 25-мм снаряд НАТО, пушки отличались большей скорострельностью и большей начальной скоростью снаряда. Первую пушку ADEN 25 для GR.Mk 5 поставили в 1990 году, но из-за проблем с доводкой пушки программу окончательно закрыли в 1999 году. Так как контейнеры для 30-мм пушек улучшают циркуляцию потоков газов на режиме висения, то GR.Mk 5 и GR.Mk 7 практически всегда летают с этими контейнерами, хотя пушек в них нет; амбразура для ствола в этом случае закрывается заглушкой конической формы.Самолет GR.Mk 5 представляет собой британский вариант американского AV-8B, на котором некоторые системы производства США заменили английскими, например, помехоустойчивую приемо-передающую радиостанцию. Уникальными для британской модификации являются система предупреждения о пуске ракет Plessey и индикатор с движущейся картой местности Ferranti. На GR.Mk 5 сохранили установленную в носовой части бомбардировочную систему Hughes ASB-19(V)-2 Angle Rate Bombing System, включающую комбинированную лазернуюЯВ-камеру, измеряющую угол и дальность до цели.

Под носовой частью фюзеляжа GR.Mk 5 установлен обтекатель. Планировалось, что под ним будет установлено оборудование всепогодной разведывательной системы MIRLS (Miniature Infra-Red LineScan). Но от доводки системы MIRLS отказались из-за проблем технического характера и нехватки финансовых средств. Вместо разведывательного оборудования на самолеты пришлось установить балласт Вести разведку, как это было запланировано, Harrier II не способен. Также GR.Mk 5 не получил инер-циальную навигационную систему Ferranti FIN 1057, которой предполагалось заменить ИНС Litton AN/ASN-130А, установленную на AV-8B КМП США.Из-за ряда нововведений реализация программы GR.Mk 5 затянулась. Задержки (кроме отмеченных выше) были связаны с доработкой пневматиков колес шасси и катапультного кресла, удлинением пилонов для УР AIM-9L под размещение ИК-ловушек Bofors. В 1988 году доработка AV-8B в GR.Mk 5 с заменой ряда американских систем британскими оценивалась в 40 млн фунтов стерлингов. Из-за ряда проблем отставание программы от запланированных сроков составило два года. Отставание могло бы быть и более серьезным в случае установки на Harrier II новой 25-мм пушки, системы РЭБ Marconi Zeus и системы предупреждения о пусках ракет Plessey.