Самолет Handley Page Victor


После службы в составе бомбардировочных сил британских ВВС самолеты Handley Page Victor продолжили карьеру уже в качестве самолетов-заправщиков. В этой роли они участвовали в фолклендской войне 1982 года и в операции в Персидском заливе в 1991 году.Параллельно с работами по ремонту и модернизации Victor B.Mk 2 ранние Victor прошли в Радлетте переоборудование в самолеты-заправщики.18 июля 1964 года в воздух поднялся первый заправщик (ХА918), а после того, как с вооружения сняли все бомбардировщики данного семейства, работы по переоборудованию их в воздушные танкеры ускорились. Планировалось установить под каждой консолью крыла по одному топливозаправочному агрегату с гибким шлангом FR.20B компании «Flight Refuelling Ltd», а еще один агрегат, типа FR.17, в бомбоотсеке. Однако вследствие сжатых сроков, первые шесть получили только подкрыль-евые агрегаты.Первый Victor B(K).Mk 1А (ХН620) был облетан 28 апреля 1965 года, вскоре он поступил в 55-ю эскадрилью в Мархэме.

 



В июле того же года для отработки приема-передачи топлива в полете в Мархэме было сформировано учебное звено, названное вначале «Tanker Training Flight», а затем  «Victor Training Unit». Затем его включили в состав 232-го подразделения переподготовки.В марте и октябре 1964 года были расформированы 10-я и 15-я эскадрильи Victor, что позволило
вскоре выпустить 10 переоборудованных Victor B(K).Mk 1 и 14 самолетов Victor B(K).Mk 1А, которые в 1968 году получили обозначения Victor K.Mk 1 и Victor K.Mk 1А. Машины, переоборудованные ранее и имеющие только два под-крыльевых заправочных агрегата, получили обозначение Victor B.Mk 1А(К2Р). 1 октября в Мархэме в дополнение к 55-й эскадрилье была сформирована 214-я, которая до 28 января 1977 года эксплуатировала самолеты Victor K.Mk 1.

Переоборудование Victor B.Mk 2 в заправщики планировалось для замены более ранних машин, но затем вся программа оказалась под угрозой  в феврале 1970 года обанкротилась «Handley Page». Работы по Victor K.Mk 2 были поручены компании «Hawker Siddeley» из Вудфорда. Кроме установки топливозаправочных агрегатов и увеличения запаса топлива, на Victor K.Mk 2 модернизировали авионику, а также установили новую аппаратуру. Были и другие отличия от Victor K.Mk 1, связанные, в частности, с тем, что на K.Mk 1 была бортовая электросистема постоянного тока, а на K.Mk 2  переменного тока. Консоли крыла укоротили на 1,07 м, а в 32 внутренних топливных баках разместили 55 792 кг топлива, то есть более половины максимальной массы (107955 кг).Первый Victor K.Mk 2 (XL231) был облетан 1 марта 1972 года, поставки самолетов начаты в 232-е подразделение в Мархэме с 7 мая 1974 года. Получившая новые машины 55-я эскадрилья была объявлена полностью боеготовой 1 июля 1975 года, за ней последовала 57-я эскадрилья. Всего было переоборудовано 24 самолета K.Mk 2, заказ еще на пять самолетов был отменен в апреле 1975 года в результате сокращения военных расходов Великобритании.

Второй раз Victor попали на войну уже в качестве самолетов-за-правщиков, это случилось в ходе войны за Фолкленды в 1982 году. Воздушные танкеры обеспечивали заправку истребителей-бомбардировщиков, самолетов морской авиации и транспортных самолетов, выполняя вылеты в основном с аэродрома на острове Вознесения. Впрочем, 20 апреля одному из самолетов 55-й эскадрильи, ХН675, поручили выполнять боевую задачу — произвести при помощи своей РЛС разведку акватории вокруг острова Южная Георгия. Экипаж совершил самый протяженный полет на разведку  за 14 часов 45 минут было преодолено не менее 11265 км. До фолклендской войны планировалось продлить срок службы Victor K.Mk 2 за счет переоборудования и ремонта на 14 лет, однако вскоре на смену им пришли новые самолеты-заправщики. В мае 1984 года на вооружение 101-й эскадрильи поступили первые VC10 K.Mk 2, а в следующем году  К.Мк.З. Решение переоборудовать еще пять VC10 и оснастить топливозаправочными агрегатами самолеты VC10 С.Мк 1 из 10-й эскадрильи означало конец карьеры воздушных танкеров Victor. Но развернувшиеся вскоре в Персидском заливе события несколько замедлил этот процесс.

Иракская агрессия против Кувейта в конце 1990 года привела к тому, что у флота самолетов-заправ-щиков Victor появилась новая работа. 14 декабря 1990 года в Мухаррак, Бахрейн, прибыла 55-я эскадрилья, на середину января 1991 года там находились восемь самолетов-заправщиков. В ходе операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» они использовались для дозаправки топливом британских Jaguar и Tornado, а также самолетов палубной авиации ВМС США.В общей сложности самолеты выполнили 299 боевых вылетов продолжительностью 870 часов, а 17-18 марта большая часть самолетов покинула Бахрейн и вылетела в Мархэм. 15 октября 1993 года55-я эскадрилья перестала быть подразделением Victor  эра V-бомбардировщиков завершилась.Последний полет Victor  это был ХН672 Maid Marion, совершивший 52 самолето-вылета в ходе войны в Персидском заливе, больше всех из парка Victor  состоялся 30 ноября 1993 года из Мархэма в Шобери. Затем его по шоссе перевезли в музей в Косфорде.