Самолет Grumman Tracker S2F-3



Появление на вооружении ВМС США самолета S2F-3 ознаменовало собой начало новой главы в истории Grumman Tracker. Самолет активно поставлялся на экспорт и находился в эксплуатации до конца 1990-х годов. Для ВМС США на его базе были созданы самолет ДРЛО Tracer и транспортный Trader. S2F-3 (фирменное обозначение G-121), получивший в 1962 году новое обозначение  S-2D, был облетан 21 мая 1959 года и существенно превосходил своих предшественников. Отличительными особенностями новой машины стали удлиненная на 46 см носовая часть фюзеляжа, стабилизатор увеличенного на 88,9 см размаха, увеличенная емкость топливной системы и увеличенные мотогондолы. Последнее было вызвано не увеличившимися размерами двигателя или шасси, а увеличением с 8 до 16 запаса радиогидроакустических буев, которые располагались в каждой из мотогондол. Удлинение же фюзеляжа обеспечило повышение комфорта — необходимое требование ввиду того, что продолжительность нахождения Tracker в зоне патрулирования на удалении 230 миль (370 км) от корабля базирования выросла вдвое.

Масса боевой нагрузки осталась прежней  2182 кг. Обычно она включала две ядерные глубинные бомбы Мк 101, или четыре обычные 175-кг глубинные бомбы, или морские мины Мк 21 в отсеке вооружения, а также различные средства поражения на шести подкрыльевых пилонах. Такие как торпеды Мк 41 (затем Мк 44) или 113-кг бомбы, либо взамен них или в комбинации  127-мм НАР или НАР Zuni для обстрела надводных целей. Характер боевых задач, которые должен был решать G-121, потребовал оснащения самолета современным высокоточным навигационным оборудованием, включая аппаратуру TACAN, доплеровскую РЛС APN-122 для измерения скорости и величины сноса, радиовысотомер APN-117, аппаратуру навигационной системы ASA-13 и автопилот.
В распоряжении экипажа было и оборудование автопрокладчика курса с графопостроителем, который отображал координаты и курс самолета, места постановки радиогидроакустических буев, полученное при помощи РЛС место положения цели, данные от магнитометра и газоанализатора. способного обнаружить выхлоп дизеля подводной лодки.

На приборной доске модернизированного варианта S-2D, получившего обозначение S3F-3S (S-2E), кроме того, располагался индикатор системы обработки информации от гидроакустических буев Julie/Jezebel и индикатор отображения навигационно-так-тической обстановки. Причем экипаж получал в этом случае уже приблизительные координаты подводной лодки и расчетные элементы движения цели. Но данная система не всегда отличалась высокой точностью работы. Выпуск Tracker был прекращен в 1968 году, к тому времени было поставлено 252 самолета S-2E и 100 более ранних S-2D. Иногда упоминается и S-2F, но это модификация  .С развитием подводных сил противника S-2E перестал удовлетворять требованиям командования ВМС США   ситуацию исправил новый самолет ПЛО S-3A Viking. Однако около 50 самолетов S-2E были усовершенствованы до стандарта S-2G  модернизация осуществлялась компанией «Martin Marietta» в Балтиморе. Предсе-рийный YS-2G прошел испытания в Патуксент-Ривер в 1971 году, а первые серийные модернизированные машины стали поступать в эскадрильи всего за пару лет до того, как их сняли с вооружения и передали Резерву ВМС США. S-2G отличался усовершенствованным БРЭО, включая и систему анализа данных от РГБ AQA-7 Difar (как на самолете БПА Р-3 Orion), обрабатывавшей информацию от направленных буев SSQ-53 Difar и пассивных ненаправленных SSQ-50 CASS. Tracker оснащался приемником ARR-75  первым серийным приемником системы Difar, а также самописцем AQH-5/N.

Еще одним новшеством S-2G стала пусковая установка дымовых маркеров Aero 113 — маркер выстреливался назад-вниз, падал почти вертикально и обозначал место цели. На самолете установили универсальную антенну, которая работала с системами госопо-знавания, РГБ и системой наведения противокорабельных ракет Martin AGM-12B Bullpup, которые мог применять S-2G. Первый дальний поход S-2G совершили на борту авианосца «Интрепид», а позже поступили на вооружение ВМС других стран, включая Австралию, получившую 16 машин в 1977 году (часть из них — для замены девяти S-2E, потерянных во время пожара в ангаре) и списавшую последнюю из них в декабре 1983 года.

Американские военные же списали последний Tracker  TS-2A для подготовки экипажей многомоторных самолетов  1 марта 1979 года, хотя транспортные варианты прослужили несколько дольше. Tracker активно поставлялся на экспорт и строился для канадских ВМС по лицензии компанией «de Havilland Canada» под обозначением CS2F-1 (43 машины) и CS2F-2 (57 машин). Позже их пе-реобозначили как СР-121 и 17 машин передали голландским ВМС.

Нидерланды, кроме канадских машин, получили в 1960—1961 годах еще 26 новых S2F-1, а в 1962 году  два самолета из запасов ВМС США. Самолеты поступили во 2-ю, 4-ю и 320-ю эскадрильи, первые два подразделения до 1966 года базировали по 8 машин на авианосце «Карел Дорман». Самолеты CS2F-1 канадской постройки поступили в 1-ю эскадрилью, дислоцированную на Нидерландских Антильских островах. В 1968-1970 годах 18 голландских самолетов S2F-1 были модернизированы «Fairey Canada» до стандарта S-2N. Четыре из них позже обозначили как US-2N и передали в 5-ю эскадрилью. Голландский флот списал свои последние два Tracker только 1 октября 1975 года.

Япония с 1957 года получила 60 самолетов S2F-1, они оставались в эксплуатации в 11-м авиаполку авиации японского флота до марта 1984 года. Четыре машины переоборудовали в многоцелевые S2F-U, а еще две — в транспортные S2F-C.
Турция эксплуатировала Tracker до 1993 года — вначале они эксплуатировались ВМС, получившими от голландцев восемь S-2A и два US-2A и 30 S-2E от ВМС США, а затем были переданы в 103-ю эскадрилью ВВС.Другие военные эксплуатанты данных самолетов: Аргентина (машины входили в состав авиагрупп АВ «Индепенденсиа» и «Вейнти-синко де Майо»), Австралия (АВ «Мельбурн»), Бразилия (местное обозначение Р-16, базировались на АВ «Минае Гераис»), Италия, Перу, Южная Корея, Тайвань, Таиланд, Уругвай и Венесуэла. Самолеты до сих пор ограниченно эксплуатируются Аргентиной и Тайванем, которые подвергли свои машины модернизации, включая установку новых турбовинтовых двигателей, целевого оборудования и увеличения массы полезной нагрузки на 500 кг.